3. Самарканд

Даты поездки 18-21 сентября 2019г.

Ехать на поезде 009ФА из Бухары нам надо было 2.5 часа. За окном пейзаж был чуть повеселее, чем из Хивы до Бухары, не такая голая пустыня и на горизонте виднелись холмы. Короткая остановка была в промышленном Навои. В Самарканд мы приехали в 18:34, уже в сумерках. На перроне в киосках вовсю идет торговля, особенно знаменитыми самаркандскими лепешками. Чтобы найти такси дешевле, как советуют в интернете, мы отошли чуть подальше от привокзальной площади. Выяснили, что трамваи до центра уже не ходят — а нам надо было именно в исторический центр, так как забронированный нами хостел находится недалеко от площади Регистан и парка И.Каримова — я выбирала жилье поближе к главным достопримечательностям. Но «задешево» никто нас везти не хотел, кроме того, не все таксисты понимали, где находится наш хостел. Наконец нашелся один молодой человек, хорошо говорящий по-русски, поскольку имеет какой-то мелкий бизнес в Питере, который сказал, что меньше чем за 20тыс.сум никто не повезет — это нормальная цена, так как до центра не близко. За эту сумму мы с ним и договорились.

Ехали не очень быстро — был час пик. Вечерние улицы в центре сияют такой иллюминацией, как у нас под Новый год.

Вечерняя иллюминация

Booking hostel / hotel Rahmon

Вообще, город нам показался более современным, чем предыдущие Хива и Бухара, с центром на площади Регистан и чуть в стороне от нее Мавзолеем Тимура. До нашего хостела под немудрящим названием «Booking hostel», доехали уже в темноте, он находится в районе старого города за парком имени И.Каримова. Здесь у нас были забронированы две стандартные комнаты — для Карл-Хайнца отдельная. Внизу хостела никого не было, а когда мы поднялись по крутой лестнице наверх, нас пригласили сесть за стол, выпить чаю, съесть арбуз. Потом только появился «распорядитель», который сказал, что нет двух свободных номеров и нам взамен дают «люкс» на троих за ту же стоимость. Тогда я спросила, можно ли здесь постирать вещи, нам ответили, что это стоит 5$ (по-моему). На что я сказала, что поскольку у нас было заказано 2 номера и это их ошибка, что нам придется жить втроем, то хотя бы стирка должна быть бесплатной. Сначала мне возразили, что нам же дали «люкс»!, но после некоторой задержки было дано согласие.

При бронировании меня удивляло, что на сайте «Booking hostel» и «Rahmon hotel» находятся под одним адресом. Позже я спросила у хозяина, в чем разница. Он ответил, что это одно и то же, но его хитрость в том, что некоторым нравится жить в хостеле, а некоторым подавай отель! Это два объединенных типичных узбекских дома с внутренним двором, перестроены они так, что гостевые комнаты находятся на втором этаже, а внизу живет семья, члены которой и принимают гостей — днем никого из них не найдешь. Когда мне понадобился кто-то из хозяев, я долго и тщетно искала, спускаясь несколько раз, пока одна женщина из семьи не разбудила молодого человека, спящего в комнатке возле входа (на фото дверь справа), он вроде как дежурный.

На входе в хостел

Дворик хостела

Оценка этого хостела или отеля, кому как нравится, по-моему сильно завышена. Расположение действительно неплохое — до площади Регистан пешком минут 10-15, до мечети Биби-ханум и рынка тоже близко. По утрам подают завтраки, не очень шикарные, но вполне нормальные — сыр, колбаса, каша, все самое дешевое, конечно. Кроме того, чай-кофе в любое время, арбуз тоже. Главный хозяин — молодой мужчина, очень приветливый, угощал нас и пивом, да и вообще он любит пообщаться с постояльцами.

Угощение хозяина

А вот особого порядка и хозяйской руки в целом не ощущается, легкий бардак, я бы так сказала. В первый день меня удивила полностью сдвинутая и смятая дорожка на довольно крутой лестнице, по которой надо подниматься в жилую зону, в таком состоянии она и была те два дня, что мы жили, никто не поправлял. Кроме того, мы уезжали рано утром, накануне просили приготовить нам что-то на завтрак и заказать такси — ничего сделано не было. Наш «люкс» на троих представлял из себя довольно просторный номер с тремя кроватями, шкафом, столом и еще что-то типа тумбочки с зеркалом. Главное, почему он вдруг назывался «люксом» — это большая пустая ванная комната с треугольной ванной без шторки — совершенно бесполезное сооружение, уж лучше бы сделали душевой уголок. Окна нашего номера выходили на общую зону столовой, где ночью горит свет. Стандартные номера находятся в стороне от общей зоны и это, по-моему, гораздо лучше — не так шумно вечером, когда в гостиной-столовой может собраться веселая компания, что при нас и случилось, пришлось среди ночи успокаивать народ.

Вечером того дня, что мы приехали, уставший с дороги Карл-Хайнц остался в хостеле со своей неизменной бутылкой местного сухого вина и книжкой, а мы пошли прогуляться по окрестностям. Пройдя по узким улочкам, на которых есть и небольшие магазинчики — в них можно купить все, и даже пиво, вышли к парку. А через парк им.Ислама Каримова, в котором возвышается его памятник и по вечерам гуляет народ, вышли к площади Регистан.

Памятник И.Каримову

Здесь очень красивая ночная подсветка, стоит прийти сюда вечером специально.

Три медресе на площади Регистан

Почему-то милиция отгоняла народ даже от забора, который отгораживает весь комплекс. Я спросила почему, нам ответили, что скоро начнется лазерное шоу. Это шоу начинается около 9 часов вечера и проходит не каждый день, а тогда, когда его закажут (видимо организованные туристы). Мы обрадовались и пристроились на мраморных ступеньках, позади которых и находятся проекторы. А передние ряды со стульями предназначены для гостей, которые оплатили зрелище, туда остальной народ не пускают.

Установка для лазерного шоу

Нам повезло — шоу стоит увидеть, очень красочное, проецируют его на портале медресе Тилля Кори. Сюжет шоу — история Узбекистана, откуда выкинут весь русский и советский период, почему-то сразу после империи Тимура началась независимость, ну и, конечно, полное процветание страны.

Лазерное шоу

Когда шоу закончилось, можно было подойти к комплексу ближе, но за забор зайти по-прежнему нельзя — только днем и по билету.

Медресе Шер Дор с подсветкой

Поужинали мы на углу главной улицы Регистан, где она поворачивает и имеет название улица Пенджикентская, там находится несколько дешевых кафе, работающих допоздна. Потом мы здесь и обедали. Перед кафе находятся небольшие торговые ряды, где днем продают лепешки, пряча их под одеялами. Одна лепешка здесь стоит 4 тыс.сум, это в общем, дорого, в магазинах дешевле. Пишут об их уникальности, но я не прониклась.

Самаркандские лепешки

На этом же углу нужно свернуть в другую сторону на улицу Бухарскую в махаллю к нашему хостелу. Улица Бухарская — типичная узкая улица старого города, с обеих сторон только глухие стены и ворота, а за ними одно-двухэтажные дома.

В Самарканде находится три главных достопримечательности, которые НАДО посетить обязательно, остальное уже по желанию. Это — площадь Регистан, мавзолеи Шахи-Зинда и Гур-Эмир.

Мавзолей Шахи-Зинда

Утром мы отправились в мавзолей Шахи-Зинда — пешком короткой дорогой, по Бухарской улице через кварталы махаллей. По дороге увидели скромную синагогу, в которую нас пригласил зайти служитель. Он провел нам небольшую экскурсию, а в конце попросил сделать пожертвование, особенно надеясь на Карл-Хайнца. Но поскольку в наших поездках обычно я заведую всеми финансами, а у него наличности вообще не было (его карточка была заблокирована еще в Ташкенте и платила я за него), то и пожертвовала я немного.

Во дворе синагоги

Дальше мы вышли к дороге — улица Шахи-Зинда, перейдя которую подошли ко входу в мавзолей Шахи-Зинда. Это комплекс усыпальниц разного времени, начиная с 14века (таблички есть у каждого портала) — отреставрированные сияющие голубой мозаикой купола и сооружения разбросаны на склонах холма Афрасиаб.

Комплекс Шихи Зинда

Место это культовое, здесь много народу, поскольку приезжает много местных верующих, а также привозят туристов на автобусах. Сюда вроде можно пробраться бесплатно со стороны кладбища на этом же холме, но мы такой цели не ставили и у входа купили билеты по 15тыс.сум — по сравнению с остальными местами недорого.

Общий вид внутри комплекса

Внутри усыпальниц установлены надгробия.

Портал мавзолея младшей сестры Тимура Ширин бек ага

Некоторые очень красивы, другие попроще, еще не отреставрированы полностью. Каждая из усыпальниц неповторима!

Купол 1

Купол 2

Надгробие

Купол 3

Главная святыня на вершине холма – мазар, который приписывают Кусаму, сыну Аббаса, двоюродному брату пророка Мухаммада. Ритуал поклонения его могиле сложился в глубокой древности, бытует легенда о нем как о Шахи-Зинда – «живом царе». Даже в начале XX века каждый четверг здесь проходили радения дервишей ордена Кадария. Место однозначно стоит посещения.

Мечеть и мавзолей Биби-Ханум

После мавзолея мы прошли в обратном направлении к мечети Биби-Ханум. Она была построена в 1399-1404 годах по приказу Тимура после его триумфального возвращения из индийского похода. Архитектура сооружения – дань моде того времени на монументальный стиль, который очень точно отражен в известном высказывании Тимура: «Если ты сомневаешься в нашем величии, посмотри на наши постройки».

Мечеть Биби Ханум

Мечеть посвящалась любимой старшей жене Тимура — Сарап-Мульк-Ханым. Время и землетрясения разрушили это сооружение. До наших дней дошли только 5 строений некогда величественной мечети. Рядом находится мавзолей Биби-Ханум со склепом, в котором покоятся два саркофага. Здание не имеет фасада, это указывает на то, что это был единый комплекс, и строился он одновременно. При вскрытии саркофагов в 1941 году научной экспедицией были обнаружены останки двух женщин в богатых одеждах, по-видимому одна из них и есть жена Тимура. Билет в мечеть стоит 25тыс.сум.

Мавзолей Гур-Эмир

После обеда, когда стало прохладнее, мы доехали на такси до мавзолея Гур Эмир, усыпальницы Тимуридов. Это недалеко, но взяли с нас 10тыс.сум — это минимум для Самарканда, не зря пишут, что здесь самое дорогое такси, а сервиса онлайн такси здесь просто нет!

Возле входа

Входной билет 25тыс.сум, иностранцы при нас еще доплачивали по 10тыс. за возможность фотосъемки, а мы и так спокойно фотографировали.

Мавзолей

Кустики базилика и здесь очищают воздух. Внутри висит карта империи Тимура (Тамерлана), Самарканд был ее столицей.

Карта империи Тимура

В мавзолее очень красиво, стены и купол светятся золотом. Здесь покоятся сам Тимур, его потомки, в том числе его внук Улугбек, а также его духовный наставник.

Надгробия

Согласно легенде, существовало предсказание о том, что если прах Тимура будет потревожен, начнётся война. В археологической среде её называют «Дух Тамерлана». Миф основан на том, что раскопки гробницы Тамерлана начались 16 июня 1941 года в связи с постройкой у мавзолея гостиницы «Интурист». Строители гостиницы перекрыли один из арыков и вода затопила склеп. Началось разрушение останков Тимура — их покрыли кристаллики гипса. В попытках предотвратить гибель захоронения к раскопкам приступила группа учёных под руководством М.М.Герасимова. При вскрытии герметизированного гроба 19 июня 1941 года испарения ароматических веществ заполнили помещение гробницы, что легло в основу легенды.

Купол

Снаружи впечатление производит и огромный бирюзово-синий купол.

Купол Гур Эмира

Ближе к проспекту находится самая старая мечеть Самарканда Рухабад и мавзолей Рухабад. Мавзолей был построен по распоряжению Амира Тимура в 1380 году над могилой исламского религиозного деятеля шейха Бурханеддина Сагарджи, получившего известность распространением ислама среди кочевников Восточного Туркестана. Этот мавзолей был одним из самых почитаемых культовых сооружений Самарканда, сам Тимур всегда спешивался возле него.

Мавзолей

На улице Регистан встречаются здания, украшенные росписями советского периода.

Проспект

Прошли через Сквер поэтов, где работают фонтаны и находится памятник народным поэтам.

Сквер поэтов

Три медресе на площади Регистан — Улугбека, Тилля Кори и Шер Дор великолепны в любое время. В этот вечер в комплекс мы не пошли — времени до его закрытия оставалось уже немного, а билеты стоят дорого, решили оставить на следующий день.

Шер Дор

Сидя на этих ступенях перед площадью можно смотреть лазерное шоу.

Перед площадью

Поужинали в кафе на улочке, напротив площади, всего за 43тыс. сум.

Мечеть Хазрат Хызр

Утром отправились в мечеть Хазрат Хызр по улице И.Каримова, бывшей Ташкентской — это пешеходная улица, ведущая к Биби Ханум. Она туристическая — здесь много сувенирных магазинов, кафе, турагенств. А вот банкомат на ней не работал все время, висела табличка «На профилактике». Удивили первый раз увиденные здесь аппараты для газводы и сока — привет из детства. Потом мы такие же часто видели в Ферганской долине. Как же они здесь сохранились?!

Аппарат с соком

Газвода

Через улицу Шахи Зинда к мечети проложен шикарный пешеходный мост, возле него на фоне мечети фотографировались местные паломники. Неожиданно возле мечети увидели много охраны. А когда поднялись наверх, оказались перед небольшим мавзолеем с охраной, фотографировать нельзя. Спросила, кто покоится и была удивлена, поскольку не читала об этом — сам Ислам Каримов! Он же родом из Самарканда.

3. Самарканд

Паломники на фоне мечети и мостика

Ислама

К мечети, вернее к мавзолею И.Каримова, можно подняться и на таком красивом лифте. Думаю, что и мостик и лифт были построены совсем недавно, после его кончины.

Лифт

Вид на рынок и мечеть Биби Ханум

Потом мы посетили рынок, он тут же рядом возле мечети Биби Ханум. Посещение восточного базара, даже если вы ничего не планируете покупать, обязательно! Хлебные лепешки продают тут же с тележек. Мы купили дыню, очень вкусных темно-красных персиков, которые уже отходили, инжир, пряности.

Лепешки

Возле входа отдельно стоят ряды с особой самаркандской халвой — смесь сахара, масла, какао и всяких орехов. Какой тут только нет!, продавцы зазывают, дают пробовать.

Ряды с халвой

Такую большую и красивую халву разламывают на свадьбе и подают гостям.

Халва

Халва, конечно, очень сладкая и по такой же цене, что и в Томске, так что мы купили только пару маленьких кусочков — и то надо торговаться.

У входа на рынок

От рынка к площади Регистан по улице Ислама Каримова, почти до того места, где мы обедали в кафе, доехали на таком электромобиле по 2 тыс. с каждого.

Транспорт

Они хоть и ездят на небольшое расстояние, но пользуются популярностью у местных и всегда сразу заполняются, нам пришлось ждать следующего. После обеда пошли снова в центр, надо было наконец посетить главную достопримечательность Самарканда — три медресе на площади Регистан.

Комплекс Регистан

Билет стоит 40тыс.сум, поэтому мы купили только два билета. Зашли сначала мы с Карл-Ханцем. Я наспех обошла все медресе, вышла, затем по моему билету зашел Олег. А я подождала немного, подумала, что у меня же есть билет Карл-Хайнца и зашла по нему еще раз. Вообще, для граждан России могла бы сделать билеты подешевле! Я спросила у пожилой кассирши, можно ли нам купить билеты дешевле, как для местных, она ответила, что ей-то не жалко, но охранники на входе с нас потребуют паспорт.

Внутренний двор

Комплекс Регистан образуют три медресе — Улугбека, Тилля Кари и Шер Дор.

Медресе Улугбека

Купол Тилля Кари

Каждое, конечно, уникально и посетить их надо. Хотя, по правде говоря, после Хивы и Бухары, да еще и посещения достопримечательностей в Самарканде, глаз уже замылился и восторга не испытываешь. Самое красивое внутри — Тилля Кари, в нем все сияет золотом.

Шер Дор

Во дворе медресе Улугбека скромно стоит банкомат лучшего банка для снятия наличности — Асака. И — кругом всякие сувенирные лавочки.

Банкомат в медресе Улугбека

Медресе Улугбека, двор

Дальше мы просто гуляли по городу. Шли по ул. Регистан до памятника Тимуру, потом по  Университетскому бульвару (или Адамовскому, как сказал нам таксист).

Вид н

Улица Регистан

Бульвар этот заложен в 1871 году при губернаторе Самарканда Александре Адамове.

Памятник Тимуру

Бульвар заканчивается огромным и величественным памятником Тимуру, смотрящим на проспект Регистан, возле него очень любят фотографироваться туристы.

Университетский бульвар

Университетский бульвар обсажен вековыми чинарами (платанами) с табличками, на которых указан их размер.

Табличка

Старый платан

Поужинать решили в центре плова на главной улице, перед сквером поэтов. Интерьер был с претензией, стулья в чехлах и с бантами. Удивительно, но там никого не было. Но потом, после того как мы поужинали, все стало понятно — что-то было сильно пересолено, что-то просто очень невкусно.

Центр плова

Интерьер

Полюбовались еще раз на три медресе при ночном освещении, но шоу в этот день, к сожалению, не намечалось.

Вечером

На улицах идет торговля фруктами, а лепешки продают прямо у дорог, что называется «с колес». В супермаркете купили немного продуктов в дорогу — ехать в Коканд нам надо было почти весь день. Рядом с супермаркетом есть также винный магазин, где то же самое местное вино стоит дороже, чем в Хиве.

Уличный рынок

Наше пребывание в этом городе подошло к концу. Город нам понравился, хотя кроме центра мы нигде не были. Все достопримечательности расположены довольно близко и в принципе можно все обойти за один день. Но стоит ли так делать ? — по мне так нет. Мы спокойно все посмотрели за два. За город ехать в пещеру Дауда нам не захотелось, а вот на винный завод им.Ховренко в зал дегустации узбекских вин нам не удалось попасть. Звонила я туда по нескольким телефонам, экскурсии уже все были сформированы, надо их заказывать заранее.

Мы уезжали в Коканд рано утром, накануне просили хозяина хостела приготовить нам что-то на завтрак и заказать такси — ничего сделано не было, в хостеле была полная тишина, никого. Позавтракали сами тем, что было в холодильнике — остатки от прошлого утра. Такси до вокзала поймали сами на узкой Бухарской улице, заплатить пришлось 30тыс.сум за раннее время.

У вокзала

На вокзал приехали рановато. Попили кофе в единственном работающем кафе. Удивительно, но киоск с лепешками уже работал. Подошел поезд, ехать надо было весь день, дальше нас ждал Коканд.