2. Бухара

Даты поездки 15-18 сентября 2019г.

Следующий пункт после Хивы у нас был Бухара. На поезде 050Щ (отправление из Хивы в 08:57, прибывает в Бухару в 14:40) мы ехали в недорогом сидячем вагоне. Вагон был практически пустой и мы пересели на самые удобные места со столиками, в этом вагоне они находятся только посередине, места 22-23. При бронировании билетов схему вагона я не нашла. Первые места 1-2 лучше не брать — на них обычно садятся проводники. В вагоне довольно комфортно — чистые туалеты (их было два), был кулер с горячей и холодной водой, так что мы пили чай и кофе. Прошлись по поезду — есть более комфортабельные вагоны, они подороже, и там ехали в основном туристы из Европы. За окном были пески, поросшие редкими кустарниками саксаула и часто вдоль дороги видны квадраты из прутьев и соломы для «пескозадержания» (аналогично тому, как у нас ставят щиты для «снегозадержания»).

Заборы из прутьев для задержания песка

В сидячем вагоне

В Ургенче поезд стоял не дольше 10 минут. В Бухаре поезда прибывают на станцию Каган (Коган) — это пригород, до центра примерно 10км. Конечно, на нас набросились таксисты, просили много, но мы, зная примерную стоимость, стояли насмерть. В результате нашли такси за адекватную цену 20тыс.сум до забронированного мной отеля Barfina, который находится недалеко от центра города.

Hotel Barfina

Отель «Барфина»

Адрес этого отеля — улица Havzi nav 21 (это рядом с автобусной остановкой), но сам отель находится в стороне от дороги: возле остановки есть небольшой магазин бытовой техники под громким названием Ikeya, за который надо свернуть и пройти мимо медицинского диагностического центра Ahli Tibb. Выбрала я эту гостиницу за недорогую стоимость с завтраком (всего 10$ за ночь с человека, в других городах у нас было 15$) и хороший рейтинг. Это небольшая частная гостиница с большой претензией на шикарность: кругом ковры, тяжелые блестящие шторы с кистями, внизу есть зал для торжеств, а в номерах довольно пыльно и уставшая ванная комната. Неудачно сделан душ — вода льется на пол. В комнате есть шкаф, стол и стул, телевизор. Гостевые комнаты находятся на втором этаже, кухня (она не для гостей) в подвале и столовая вроде должна быть там же, но нам подавали завтраки в зале. Завтраки были очень неплохие, даже фрукты были каждое утро. А вот днем нет чая-кофе и чайников в номерах нет, хорошо, что у меня был свой кипятильник. Позже зять хозяина сказал нам, что проектировал все сам хозяин, проект, на мой взгляд, неудачный. В общем, отель на самом деле не тянет на высокую оценку, но зато недорогой.

Зал в гостинице

Ночью было тихо — поскольку отель в стороне от дороги. И находится он в общем недалеко от центра, пешком 15-20мин, на такси 5000сум. Такое же расстояние до городского парка с мавзолеем Саманидов и рынка за ним. Очень приветливый хозяин, чаще всего сидящий внизу, он организовал нам выезд по достопримечательностям в окрестностях Бухары за 100000сум (таксист нам предлагал за 20$) — нас возил его зять на небольшом автомобиле Шевроле. Недалеко от отеля есть кафе «Мелодия», где очень хорошие недорогие шашлыки, его посещают местные и вечером там все места заняты.
Мы вселились и пошли пешком в сторону Парка развлечений, к мавзолею Саманидов. До мавзолея мы шли через весь парк, он большой, с аттракционами, каналом, прудом. За вход в мавзолей с нас попросили деньги, точно не помню сколько — около 10-15тыс., но мы заглянули внутрь, а заходить не стали — как-то не хотелось платить, да и ничего особенного, кроме надгробий, там нет. Снаружи он очень красив, полюбовались — это уцелевший памятник домонгольского периода.

Мавзолей Саманидов

Из интернета: «Согласно историческим данным, мавзолей был возведен в 892-943 годах по приказу эмира Исмаила Самани, основателя независимого мусульманского государства Саманидов, на могиле своего отца — Ахмада ибн Асада. Позднее мавзолей стал династической усыпальницей Саманидов — всего в нём три могилы, две из которых принадлежат отцу и сыну Исмаила, третья — не опознана. Существует предание, что в мавзолее был похоронен и сам Исмаил Самани. Помимо своей исторической ценности, мавзолей Саманидов является шедевром исламской архитектуры X столетия и единственным сооружением времён правления династии Саманидов, сохранившим свой первоначальный облик».

Потом мы направились к центру города, к крепости Арк — прошли через весь парк, и вышли через его центральных вход.

Вход в парк

Возле входа в парк увидели два медресе 16века Абдуллохон и Модарихон, здесь туристов не было, хотя они ничуть не хуже тех, что в центре (вход бесплатный).

Медресе 16в.

Затем вышли к старинной, но действующей мечети Болои Ховуз. Раньше мечеть служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир. Зимняя мечеть и хауз (пруд) были сооружены в 1712 году, в 1917 году к фасаду зимней мечети был пристроен расписной айван (потолок с колоннами). Внутрь нам зайти не удалось, так как начиналась вечерняя молитва. Впрочем, и на следующий день мы опять не попали внутрь, поскольку были рядом с этой мечетью опять в то время, когда начиналась дневная молитва — все-таки она 5 раз в день! Мужчин-туристов в это время тоже не пускают внутрь.

У входа в мечеть

Кстати, чего я раньше не знала — расписание намаза меняется в зависимости от времени восхода и захода солнца и висит обычно возле входа в мечеть.

Мечеть и пруд

Пруд возле мечети был почти высохший и шел ремонт плиток вокруг него. Рядом с мечетью находится старая водонапорная башня, построенная в 20-х годах прошлого века по проекту русского инженера Шухова (в Москве старая телебашня тоже по его проекту и потому называется «шуховская»). До 1975 года она использовалась по назначению. Сейчас к ней сбоку пристроен лифт, на котором мы поднялись наверх (заплатили по 25тыс.сум).

Башня Шухова

Описание башни

Сверху неплохой вид на цитадель и город, он довольно большой — в историческом центре нет высоких зданий, в основном старые кварталы махалей, только на юго-востоке высится здание областной власти, построенное еще при социализме как здание обкома.

Вид сверху

Затем подошли к крепости Арк — бывшей резиденции бухарских ханов. Купили два билета по 15тыс.сум (они действуют два дня), пошли Олег и Карл-Хайнц, я решила сходить позже или вообще не ходить — читала, что смотреть там особенно нечего, а к той стороне, что выходит на исторический центр города, все равно не подойти.

Крепость Арк

Снаружи стены крепости производят впечатление. Пока ждала своих спутников и осматривалась вокруг, увидела экскурсионный автобус, на котором было написано — «Bukhara city tour» — «Hop-On-Hop-Off».

Туристический автобус

Водитель мне сказал, что этот автобус ходит по определенному маршруту, охватывая исторические объекты и останавливаясь возле них на 5 мин., все это длится примерно 1.5 часа и стоит аж 90тыс.сум. На самом деле никакой он не «Hop-On-Hop-Off», а значит, таких денег не стоит. В этот вечер мы только немного погуляли по центру, прошли мимо ансамбля Пои Калон (Калян). Минарет его мы видели издалека.

Мечеть

Ансамбль Пои Калян

Везде на улицах идет торговля всякими поделками.

Торговля на улице

Через старые торговые ряды с куполами, которые тоже являются памятником и используются по назначению, вышли к площади Ляби хаус.

Торговые ряды

По дороге увидели бани 16 века, про которые читали. Спросили цену — дорого, как помню, около 1000руб, вместе со всякими спа-процедурами. Спросили у туристического полицейского (их будки сейчас можно увидеть во всех туристических местах, но информацию у них редко получишь), где можно снять деньги, он подсказал. Один банкомат, что работает с Mastercard не работал, второй нашли в отеле Asia, в нем можно снять только с карточки Visa, что мы и сделали (у Олега была Visa банка Тинькофф). Вообще здесь, возле Ляби хауз, потом видели много банкоматов, но часть из них не работала, в некоторых большая комиссия — каждый банк устанавливает свою.

У этого же полицейского расспросили, где можно хорошо и недорого поесть. Он сказал, что конечно здесь в центре все дороже и посоветовал кафе «Мелодия», куда можно доехать на такси на 5тыс.сум. Таксисты за 5тыс. везти нас не соглашались, только один молодой парень на совсем маленьком автомобиле matiz daewoo, на переднем сиденье которого еще сидела его подружка, согласился. Мы думали подружка выйдет, но водитель сказал, что заднее сиденье рассчитано на троих и мы втроем с большим трудом, учитывая габариты Карл-Хайнца, втиснулись на заднее сиденье этого детища узбекского автопрома и поехали. Ехали довольно долго, и я решила уточнить, туда ли нас везут. Оказалось, что кафе с таким названием несколько и он вез нас в другое, на краю города. Так что мы развернулись и поехали назад, к центру. Кафе находится на пересечении улиц Джубор и М.Икбала, как оказалось, недалеко от нашего отеля, в принципе и от центра можно дойти пешком примерно за полчаса. Заплатила я водителю 8тыс.сум, 5 было уже неудобно.

Кафе «Мелодия»

У нас быстро приняли заказ — как всегда мои спутники сначала попросили пиво. Карл-Хайнц взял шашлык, Олег — суп, я — салат из баклажанов и блюдо под названием «кефси». Как оказалось, это курица в панировке, типа как подают в «КFС», потому оно в Узбекистане так и называется. Потом много раз видели на улице рекламу местного фастфуда и такое название было всегда.

Вывеска фасфуда

Как оказалось, пришли мы вовремя — через 15 мин после нашего прихода в кафе уже не было свободных мест, а еще не было 7 вечера. Оказывается, кафе пользуется большой популярностью у местных жителей — они приходят сюда семьями и компаниями на ужин. Шашлык жарят на заднем дворе. Заказ выполнили быстро, шашлык был очень вкусный. Мне очень понравился салат из баклажанов. Принесли счет всего на 83тыс.сум (примерно 600руб.), хотя в меню стоимость шашлыка стояла 30тыс.сум. Оказывается, 30тыс. — это порция из 4-х палочек шашлыка. Лепешки тоже стоят 1.5тыс, нам их принесли две, мы их не съели, хотя они вкусные, так что лучше сразу отказаться от лишнего. Рядом находится еще одно кафе «Караван», обстановка там получше, но народу в нем не было. До нашей гостиницы от этого кафе всего минут 10 пешком.

Следующий день, как обычно, был посвящен осмотру главных достопримечательностей. Все они расположены довольно компактно, можно обойти пешком за один день. Мы решили начать с самого удаленного от центра места —  медресе Чор Минор (в обсерваторию Улугбека, которая еще дальше, ехать не хотелось). Хозяин позвонил своему зятю, который таксует на небольшом шевроле и он нас довез за 5тыс. С ним же договорились на следующий день о поездке по окрестностям за 100тыс.сум. Он хорошо говорит по-русски и много чего рассказывал нам по ходу, так что был еще и гидом.

Медресе Чор-Минор или «Четыре минарета» — это то, что осталось от огромного медресе 19-го века — парадный вход в медресе, необычной архитектуры, с четырьмя башнями, что и переводится как «чор минор». Добираться до объекта надо по улочкам частной застройки. Внутри — магазин сувениров, вход бесплатный.

Чор Минор

Пока шли оттуда к центру, увидели салон сотовой связи и наконец купили местную сим-карту с самым дешевым тарифом (в Хиве не попадались на глаза). Эта карта очень пригодилась, поскольку Wi Fi даже в гостиницах оставляет желать лучшего, а в кафе его попросту нет. Для покупки карты требуется паспорт (скан не подходит). У нас паспортов с собой не было, пришлось оформлять еще одну карту на Карл-Хайнца (он себе сделал по прилету в Ташкенте), у него паспорт всегда с собой. В этот день мы обошли все достопримечательности в центре города. Запомнилось из них медресе Нодир Девон Беги на площади Ляби Хауз, построенное в начале 17в. визирем хана Нодир Девон Беги как караван-сарай, но потом переоборудованное в медресе. Оно до сих пор сохранило цветную майолику на стенах здания и панно входного портала, на котором две сказочные птицы Симург летят к человеку-солнце, держа в лапах то ли ланей, то ли поросят. Удивительно здесь то, что ислам запрещает изображать людей и животных. Возле этого медресе находится памятник Ходже Насреддину, рядом с ним все любят фотографироваться.

Медресе Нодир Диван Беги

Рядом находится медресе Кукельдаш (или Кукалдош, как написано на табличке) XVI века — самое раннее сооружение ансамбля Ляби-хауз, построенное за полвека до самого пруда. В нем сохранились росписи советского периода, изображающие уборку хлопка.

Росписи

Вход бесплатный, поскольку внутри находятся сувенирные лавочки. Напротив этого медресе останавливается экскурсионный автобус «City tour», который я не советую за его большую стоимость.

Рядом с торговыми куполами находится мечеть Магоки-Аттари, ее фундамент теперь на 4м ниже современного уровня — мечеть построена аж в 12 веке на месте доисламского храма луны. Еще в советские времена при реконструкции мечети культурный слой убрали.

Мечеть Магоки-Аттари

В Бухаре, в историческом центре, кругом продают всякие сувениры, вышитые скатерти и покрывала — сюзане, керамику (конечно, она гораздо дешевле в Риштане и других местах Ферганской долины) и пр. Продают красивые вышитые наволочки для подушек почему-то с кошками, здесь за них просят 25 $, в других местах дешевле.

Вышитые наволочки

Во многих медресе тоже идет торговля — тогда входной платы нет. Но в тех, что возле минарета Калян, плату берут. Минарет Калян высотой 45 метров является доминантой старого города. Время постройки – начало 12-го века. До конца 19го века минарет исполнял очень важную функцию – с него сбрасывали на землю приговоренных к смерти. Рядом и огромная мечеть Калян — стоит войти внутрь, чтобы полюбоваться огромным двором и посидеть в тени старого дерева, рассматривая роспись порталов.

Минарет Калян вечером

Я была в Бухаре 40 лет назад и ничего не узнавала — тогда все было в плачевном состоянии, но больше чувствовался дух старины, сейчас все отреставрировано и обустроено.

Пообедать решили возле рынка — хозяин гостиницы нам посоветовал, заодно и побывать на восточном базаре. Дошли туда пешком через парк. Оказалось, что рядом с рынком тоже есть что посмотреть — мы увидели  мавзолей Чашма Ауб — культовое место и святой источник воды — теперь музей воды, о котором я не подозревала. Мавзолей был построен по приказу Караханидских правителей в XII веке. При Тимуре сооружение достроили окончательно. Оно образовано четырьмя помещениями, расположенными на оси Восток-Запад, каждое из которых увенчивал купол. Чуть поодаль еще увидели остатки старинной крепостной стены.

Музей

Мавзолей Чашма Аюб

Рынок

Побродили по рынку, купили специй. На рынке на таких же бочках, как у нас с квасом, написано «Морс» — решили попробовать, на вкус это как наш компот из сухофруктов.

Бочка «Морс»

Восточный базар — это, конечно, стоит посмотреть, да и купить есть что, но надо торговаться. Народ приветливый, дают пробовать.

На рынке

Стена

К сожалению, в кафе на рынке плов уже кончился, один таксист отсоветовал нам обедать в этом районе — сказал, что качество плохое, посоветовал лучше идти в центр плова, только где он — мы толком не поняли. В результате он нас и подвез в одно кафе на улице Мирдустим, номер примерно 251, за каналом Шахруд. На карточке, что нам дали в кафе, номера дома нет, есть телефон (91) 411-25-35. Координаты даю, потому что плов оказался там очень неплохой и цены низкие.

Кафе на ул.Мирдустим, где вкусный плов

Пива в кафе только не было, но сами работники сходили в ближайший винный магазин и принесли 2 бутылки пива. Спиртное в Бухаре, да и в других городах страны, продается в отдельных винных магазинах. Причем, подали его нам в кафе по магазинной цене 6.5тыс.сум.

Кроме центра, где все отреставрировано, на окружающих его улочках можно увидеть много медресе и мечетей, которых еще не коснулась рука реставраторов. Не удивительно — раньше Бухара являлась духовным центром всех мусульман Российской империи. Именно здесь учились имамы Сибири. На старых улочках течет повседневная жизнь.

Старая Волга в деле

Мелкие ремонтные работы швеи и сапожники выполняют прямо на улице, что поражало нашего немецкого друга.

Ремонт обуви

Старые улочки

Медресе

Старый дом

Вечером мы снова гуляли по центру и я сходила в крепость Арк по вчерашнему билету. Большого впечатления не получила. Через цепочку торговых куполов вышли к  площади, на которой лицом к лицу стоит еще два медресе —  Улугбека и Абдалазиз-Хана, оба очень красивы. Вообще вечером с подсветкой в центре все очень красиво выглядит и народу уже поменьше.

Медресе Абдалазиз-Хана

Медресе Улугбека

Нодир Диван Беги вечером

Возле пруда Ляби хаус в одноименном кафе народ веселился вовсю.

В кафе

Достопримечательности возле Бухары

Утром следующего дня мы поехали по окрестностям. У меня было отмечено 3 места для посещения — мавзолей святого Бахауддина Накшбанда, ханский дворец, и некрополь Чор Бакр. Причем, возле усыпальницы Чор Бакр, в поселке, как я читала, есть кафе, в котором подают ягненка, запеченного в тандыре. Поэтому попросила водителя так составить маршрут, чтобы завезти нас туда под конец. Места эти находятся в разных сторонах от Бухары, но в общем недалеко, за полдня как раз можно успеть.

Мавзолей Бахауддина Накшбанда находится в 10км на восток от города — это место паломничества местных — считается местом малого хаджа, для тех кто не может поехать в Мекку, поэтому народу там было много. Для нас непривычно, но здесь по святым местам путешествуют группы пожилых паломниц. Узбекские женщины одеваются ярко, во все блестящее, но ткани с национальными орнаментами уже используют довольно редко, больше какая-то китайщина.

Паломницы

Комплекс занимает большую территорию, очень ухоженную, надо идти пешком по дорожкам, обсаженным базиликом и другими цветами, вдоль всего пути — стойки в виде книг с открытыми страницами с изречениями святого Бахауддина, кое-где источники питьевой воды.

Изречения святого

Питьевая вода

Бахауддин Накшбанд — один из самых известных святых ислама суфийского направления, жил в 14в. Как нам сказал водитель, по местной традиции сначала надо обязательно пройти к могиле его матери, туристы об этом не знают, а местные именно так и делают. Здесь матерей почитают и в память о войне установлены памятники «Скорбящей матери», а не «Неизвестному солдату».

Могила матери святого

После надо пройти к самому комплексу и захоронению святого, там рядом есть и пруд с лебедями и несколько зданий, в том числе минарет и обширное строение с внутренним двором, где и находится усыпальница самого святого. Рядом растет шелковица, по преданию выросшая из посоха Бахауддина.

Гробница святого

У входа в комплекс есть красивый туалет. Посещение этого места бесплатное.

Затем поехали в дворец последнего эмира Бухары — Ситораи Мохи Хосса, это 10км на север от центра, входной билет стоит 30тыс. Есть легенда о том, как выбирали самое прохладное место для этого дворца: в окрестностях Бухары развесили свежее мясо и где оно дольше не испортилось, там и выбрали место для постройки.

Вход во дворец

Внутренние покои

Дворец построен в конце 19в, эмир получил образование в Петербурге, поэтому чувствуется влияние Запада. Покои очень красивые, резные стены и потолки. Экспозицию музея составляют разнообразные предметы меблировки и дворцового быта, фарфор из Китая и Японии, а также одежды 19 века, расшитые золотой нитью. Территория дворца была очень большая (сейчас часть ее занимает санаторий), здесь постройки различного назначения — это летняя резиденция бухарского хана. На мой взгляд — посетить стоит. Водитель нам нашел гида, который рассказал много интересного, причем, для нас говорил по-русски, а для Карл-Хайнца еще повторял по-английски, на обоих языках безукоризненно! Я ему немного заплатила.

Наш гид

Беседка хана

Оказывается, директором в этом дворце работает родственник водителя. Тут продают сюзане — вышитые скатерти, покрывала, в общем недорого, ну и другие сувениры тоже.

Следующее место было некрополь Чор Бакр или «Город мертвых» — 8км на запад от центра.

Вход в некрополь

Возле входа есть колодец с питьевой водой.

Колодец

В некрополе Чор-Бакр находятся захоронения шейхов из рода Джуйбарских сейидов. Первые захоронения появились еще во времена Саманидов, когда сейиды занимали государственные должности. На территории ансамбля находятся более 30 построек разных времен. Здесь возводили хазиры, а не мавзолеи. Хазирой называется постройка, которая ориентирована по сторонам света. Она не имеет перекрытий, а вход в нее оформлен дарвозой – особой дверью. Основные здания построены в 16в. Некрополь Чор-Бакр является своеобразным «городом мёртвых» — в нём есть улицы, дворики, ворота, но вместо домов надгробия, на которых нет надписей по исламской традиции. Только возле входа в виде портала есть табличка, представители какого рода там покоятся. В 19в. здесь хоронили уже всех членов семьи, даже женщин. Последние хазиры относятся к концу 19в. В центре некрополя находятся три основных здания — мечеть, ханака и медресе.

2. Бухара

Вход в одну из усыпальниц

Надгробия

Одна из самых известных усыпальниц — святого Хазрата Ишана Имло

Возле этой усыпальницы есть что-то типа беседки, где можно отдохнуть в тени. В этом городе мертвых были организованные туристы (привозят на автобусах), которые бродили по улицам.

2. Бухара

Центральная часть — пруд и мечеть

В кафе, где подают ягненка из тандыра, мы приехали как раз к обеду. Оно находится на главной улице поселка то ли Калая, то ли Тахмач, на трассе М37, на пересечении с  дорогой, идущей к некрополю.

В кафе

В этом кафе пива нет, а для Карл-Хайнца после 12 дня оно обязательно, да и день был жаркий. В самом кафе советуют купить пиво в магазине рядом и принести с собой — это разрешено, что мы и сделали. Тут же купили и вино для вечера, сухих вин в магазине практически не было, купили два разных местных. Одно все равно оказалось сладким. Водителя тоже пригласили пообедать с нами. Заказали 800г барашка, салат (огурцы, помидоры, зелень — это называется «свежий» салат), Олег взял еще суп с фрикадельками. Этого было вполне достаточно для нас. Барашек был очень вкусный, таял во рту! Такого я в жизни не ела. Заплатили за все 125тыс.сум.

После обеда решили сходить в художественный музей в историческом центре. Но он оказался закрыт! И расписания нигде нет. Нам подсказали, что именно во вторник он работает до 3-х часов, а на следующий день должен был быть выходной день — среда. Так что нам не удалось его посетить. Просто погуляли по городу, находя новые места, разглядывая старинные резные ворота, даже зашли в синагогу.

Резные ворота

Синагога

Посидели возле Ляби хауза в кафе — кому пиво, кому мороженое.

Караван возле пруда

Кафе

На обратном пути к гостинице случайно набрели еще на обширный дом-музей купца Ходжаева, еще не зная, кто это, походили по внешнему двору, сам музей уже был закрыт. Кстати, возле входа есть приличный общественный туалет.

На следующий день у нас был запланирован переезд в Самарканд. Билеты на поезд у меня были куплены еще в Томске. Отправление нашего поезда было в 16.10, на скоростной поезд «Афросиаб» купить билеты не удалось. Поэтому с утра у нас было много времени, так получилось, что в Бухаре мы были дольше всего, практически три дня и смотреть-то вроде уже было нечего. Утром собрали вещи, багаж хозяин разрешил оставить прямо в комнате. На этот раз отправились в современную часть Бухары, на главную площадь (она на юго-востоке от исторического центра), заодно надо было снять местные деньги с карточки. Это большая площадь с флагом, нет тени, деревьев, есть беседки.

Площадь

Рядом возвышается дом областной власти — бывший обком, как всегда в этой стране, обнесенный высоким забором. Обошли вокруг площади, заходя в банки. Нигде денег снять не удавалось — ни в банкоматах, ни в самих банках. Карл-Хайнц окончательно выяснил, что его карта заблокирована после первой же транзакции в Ташкентском аэропорту! Наконец мы сняли деньги, потом посидели на площади возле Памятника скорбящей матери — это в Узбекистане память о Великой Отечественной войне, как у нас памятник Неизвестному солдату.

Памятник Скорбящей матери

Рядом установлена табличка, что это все отремонтировано благодаря новому президенту Мирзиёеву. А в некоторых местах видели аналогичные памятные таблички про бывшего президента Каримова.

Табличка

Потом пошли в сторону понравившегося кафе «Мелодия», где планировали пообедать, а по пути зашли на еврейское кладбище (в Бухаре была очень большая еврейская община), где встретили туристов из Голландии. На стенах висят фото самых известных представителей этой общины. Как нам сказал смотритель, сейчас евреев в Бухаре осталось мало.

Еврейское кладбище

Затем по пути посетили дом-музей купца Ходжаева (ул.А.Тукая 70), куда не попали накануне вечером. Он был расстрелян в 1938году, а семья его сгинула в ГУЛАГе. В скверике перед домом стоит его памятник.

2. Бухара

Внешний двор — теперь сквер у дома-музея

Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века — один из лидеров джадидов-младобухарцев, политический деятель, меценат, боец за равные права и демократию.

Портрет Ф.Ходжаева

В одной из комнат

Фотографии семьи

Семейный дом Ходжаевых расположен в знаменитом квартале Бухары Гозиён. Здесь раньше проживали представители дворцовой знати, ювелиры, богатые купцы и торговцы. В этом квартале в конце 80-х годов XIX века построил несколько домов Убайдулла Ходжаев – отец Файзуллы Ходжаева. При постройке дома участвовали самые известные бухарские зодчие, которые превратили дом в образец жилой архитектуры Бухары.

Внутренний двор

Внутреннее убранство комнат поражает своей роскошью и изысканностью. Здесь представлены различные коллекции посуды (некогда принадлежавшая семье), восточной мебели и других атрибутов жизни бухарцев XIX века. Этот музей, по-моему, стоит посетить (билет стоит 10тыс.).

Зять хозяина обещал довезти нас до вокзала. Напрасно мы его ждали, как выяснилось, у него сломалась машина. Хотели уже поймать такси, как наконец подъехал сам хозяин с сыном — который вроде является главным управляющим отеля и они отвезли нас до вокзала. Заплатили мы опять 20тыс.сум, на вопрос — сколько мы должны, хозяин сказал — сколько считаете нужным.

Вокзал Бухары, впрочем, как и других городов, удивляет почти что роскошью. Как всегда, прошли двойной контроль (сначала у будки ограждения, потом на самом вокзале) и сели в поезд 009Ф до Самарканда (отходит в 16:10, в Самарканд приходит в 18:24). На этот раз наш сидячий вагон был заполнен почти полностью.