Закат

Что можно увидеть в Варадеро, кроме пляжа

Даты поездки 5-9 ноября 2017года

Утром 5 ноября пришвартовались снова в Гаване. Наш круиз по Карибскому морю закончился, а дальше у нас был запланирован 4-х дневный отдых в курортном месте под названием Варадеро — сестра о нем мечтала с юности, как-то услышала от одного кубинца об этом городке на побережье Атлантического океана. Именно сюда прилетают пакетные туристы, чартеры приземляются рядом, в аэропорту Санта-Марты. Чемоданы надо было выставить за двери каюты еще вечером. В назначенное нам время — около 12 часов дня (там создается специальная очередь) сошли на берег, не взяв с собой ни кусочка хлеба (вообще-то брать с собой что-то и нельзя, но таком легкомыслии мы потом пожалели). Нам надо было ехать в Варадеро, где у нас было запланировано 4 дня отдыха. Туда можно доехать на автобусе, но для этого сначала попасть на автовокзал. Мы выбрали более удобный, но дорогой вариант — такси. Его  взяли прямо у причала, на набережной, там есть распорядитель, своеобразная мафия, цена фиксированная — 100кук! Попался нам ретро-автомобиль Плимут (Plymouth) 1964 года. Он выглядит красиво, но ехать на нем 2 часа 150км до Варадеро — сомнительное удовольствие.

Плимут 1964года

Дорога до Варадеро живописная, идет вдоль моря. Попадались нефтяные качалки — кое-где на них китайские флаги, а также канадские, эти страны здесь замещают Россию, проезжали электростанцию и завод, где изготавливают кубинский ром. Вообще, расцвета экономики не видно. Водитель доставил нас прямо к нужному дому и напрашивался на обратную дорогу, что убедило нас в подозрениях, что 100 кук цена явно завышенная. Так оно и оказалось, поскольку обратно нас вез местный таксист, просивший 80 кук, а если поискать, то можно найти трансфер и дешевле.

Курорт Варадеро расположен недалеко от областного центра города Матансас, довольно большого по местным меркам, здесь есть даже университет. Матансас на Кубе называют городом мостов, там их 17. Совсем небольшие города Санта-Марта и Варадеро расположены рядом, разделяются каналом с мостом. Собственно, Варадеро — это  поселок на узкой косе шириной всего 500м, тянущейся в море на 25км. Это ухоженное курортное место, а местный люд проживает в основном в Санта- Марте, они приезжают на работу в отели Варадеро. В Санта-Марте есть международный аэропорт, куда прибывают те, что летят на Кубу по путевкам. В Варадеро с северной стороны, со стороны океана, вдоль всей косы тянется пляж, и идет улица — 1-ая авеню с одно-двухэтажными домами, многие сдаются отдыхающим. Тут же расположены сувенирные магазины и рынки, кафе, рестораны, небольшие отели. Это главная «парадная» улица — по ней ходят красивые автобусы, ретро автомобили, кареты с лошадками и 2-хэтажный туристический автобус.

Этот автомобиль мы видели часто

С другой стороны косы, вдоль залива, идет еще одна дорога (на картах она называется Autopista sur), по которой ходят грузовики типа наших автозаков с табличкой «Такси», это общественный транспорт, на них ездят местные.

Автобус-такси

Примерно через 10 км от начала косы начинается зона очень крутых отелей с большой ухоженной территорией, идет строительство новых, а в самом конце косы — стоянка яхт и катеров — Marina. Если жить на территории этих отелей, где «все включено», то реальной местной жизни не почувствуешь. На каждом перекрестке в Варадеро внизу стоит бетонный треугольник с обозначением улиц. Длинные улицы — это авениды (avenida), кроме первой (она ближе к пляжу) есть еще 2-я и 3-я, а поперек идут улицы под названием «calle» под номерами (номера начинаются от Санта-Марты), что облегчает ориентировку. Наше жилье было на 35-ой улице.

Обозначение улиц

На 1-ой авениде часто стоят щиты-указатели с расположением главных туристических мест, расположенных неподалеку.

Информационные щиты

Возле нашей 35-ой улицы на 1-й авеню были банкоматы, где можно было снять деньги. При снятии берется комиссия 3%. А на 36-й улице есть банк, где можно поменять наличную валюту. Напротив центрального парка у 42-й улицы находится большой ТЦ, где в общем-то купить почти нечего, кроме кофе, рома, напитков. Цены, кстати, на Кубе везде одинаковые, даже в Duty free аэропорта, но именно в этом ТЦ ром был немного дороже.

По земле бегают мелкие ящерицы (сначала я подумала, что это какие-то воробьи), которые прячутся в норках-дырах больших камней из известняка, а утром выползают и греются на солнышке.

Ящерицы

Жилье мы забронировали через сайт Airbnb, комнату в доме (casa), это дешевле, чем отель — они в Варадеро стоят минимум 5 тыс.руб. в сутки, нам комната обошлась в 3.5 тыс.руб. Кубинцам совсем недавно разрешили сдавать жилье в аренду. Поскольку работы на Кубе нет, то в Варадеро и в Гаване сдается очень много жилья, на таких домах есть специальная табличка с синим знаком вроде крыши и пола и надписью —  Room for rent, их мы видели много.

Вид на соседний дворик, знак аренда на окне.

Если есть время и нужно остановиться не на пару дней, то лучше найти жилье уже на месте. При выборе в интернете советую более ответственно подойти к выбору комнаты, внимательно читать отзывы. У нас выбор оказался неудачным. Я выбрала на сайте дом, где хозяин американец, там была кухня и вроде даже стиральная машина. Но американец сразу не ответил, сестра моих советов не послушала, в результате она бронировала сама (я ей выслала приглашение, чтобы получить приветственные 20долл) и мы попали в дом, где хозяйка не знала ни слова по-английски — именно ни одного! Наша комната была на втором этаже, вход прямо с улицы, площадь небольшая, практически там только 2 кровати и помещались, еще были небольшой шкаф, холодильник и телевизор — по нему смотреть нечего. Зато был большой балкон-терраса, где стояли стол, кресла и лежаки, там можно было сушить белье. Несколько электрических розеток снаружи было на 220В, внутри комнаты — на 110В, так что неплохо иметь с собой адаптер. Уборку делали каждый день, но не хозяйка, а приходившая женщина.

Дом, где мы жили на втором этаже

Наша комната

Терраса

Чайника и плиты не было, пара тарелок и чашек, все. Хорошо, что у нас хоть свой маленький чайник был. Поскольку налоги на сдачу жилья большие, то большинство владельцев навязывают еще и завтраки, нам тоже предлагали — за 5 кук (300руб.), это дороговато, мы отказались. В первый же вечер мы решили купить хлеба для завтрака. Оказалось, что это большая проблема. Хозяйка не понимала, что нам надо, кое-как ее соседка помогла, поняла, что нам нужен магазин. В ближайшем магазине хлеба не было, как выяснилось позже, хлеб продаются в отдельных пекарнях, которые называются «Panaderia» и хлеб в них бывает далеко не всегда. Уже перед отъездом нашли еще одну пекарню недалеко от нашей 35-й улицы, примерно на пересечении 2-й авениды и 30-й улицы.

Пекарня

Кстати, хлеб по-испански «pan», жаль, что я забыла это слово — на Филиппинах (тоже бывшая испанская колония) мы покупали традиционные испанские горячие булочки, которые называются pandesal (пандесаль), если перевести дословно, то «соленый хлеб». Ассортимент магазина в Варадеро, где что-то можно купить за куки, очень скуден, можно пересчитать по пальцам что там есть: пиво, газировка, один-два йогурта, пара рыбных консервов, три вида рома (он разной выдержки), сигары. В больших магазинах еще есть кофе, дорогие макароны, колбаса и сыр лежат отдельно в холодильнике и судя по всему находятся там довольно долго, какие-то леденцы и подгузники. Это все! Тут я очень пожалела, что мы не прихватили с собой ни одного гамбургера с корабля! Вынос продуктов с корабля, конечно, запрещен и лучше не рисковать.

Хлеб я все-таки нашла, в пекарне довольно далеко от нашего дома, возле парка на 42 улице, дальше есть еще один парк Хосоне (Josone). Хлеб — это круглые булочки как для гамбургеров, влажные внутри. Я подозреваю, что они пекутся из рисовой муки, хотя позже спросила гида на экскурсии и он уверял, что это не так и хлеб у них отличный. Берут кубинцы такой хлеб в огромных количествах, полными пакетами, он недорогой и судя по всему, кроме хлеба особенно есть-то нечего! Частенько на улицах подходят женщины и знаками просят мыло. Я о масштабах этой проблемы не подозревала и хоть меня сестра предупредила, что можно взять мыло на сувениры, я перед отлетом купила три кусочка, подумав, ну кому я могу их подарить? Оказалось, что надо было взять гораздо больше, его просили у нас часто — и в Гаване, и в Варадеро и на экскурсии в Тринидаде.

На следующее утро мы зашли в турбюро возле нашего дома, прямо на главной улице. Турбюро в Варадеро много, цены на экскурсии во всех одинаковые. Мы решили взять экскурсию в три города — Санта-Клара, Тринидад, Сьенфуэгос. Если платить карточкой, то тоже берутся 3% комиссии. Расспросили у девушки в турбюро где находится местный рынок, решили купить какие-нибудь фрукты и что-то из еды. Она сказала, продовольственный рынок есть только в Санта-Марте, примерно 3км отсюда. Нам все равно надо было прогуляться, пошли туда пешком. Оказалось, что это не 3 км, а минимум 5. Можно было доехать и на автобусе, но тогда мы еще слабо ориентировались, к тому же хотели все увидеть. Санта-Марта начинается после моста через канал, ориентир — водонапорная башня, похожая на летающую тарелку.

Канал, справа- Варадеро, слева - Санта-Марта

Канал, справа- Варадеро, слева — Санта-Марта

У этой башни начинается Санта-Марта

Рынок мы все-таки отыскали, спрашивали у людей, одетых поприличнее, кое-кто по-английски все-таки говорит, хотя и редко.

Рынок в Санта-Марте

Ожидали увидеть на рынке буйство зелени и фруктов, как в ЮВА, но ничего этого не было: немного торговцев мясом, но нам его негде готовить, корешки типа батата, лук, чеснок, совсем непрезентабельные мелкие ананасы, зеленые апельсины, огурцы, несколько штук папайи, куски тыквы, вот, пожалуй, и все. Даже помидоры не видели. Единственное, что мы купили — папайю.

На рынке

Вышли с рынка, зашли тут же в магазин, я встала в очередь за свежими булочками, но они быстро закончились, ведь берут их целыми пакетами штук по 30, так что нам не хватило. Вдруг начался ливень, стали его пережидать. Когда он уже пошел на спад, я решила дойти до места, где видела продавца авокадо. Нашла его, спросила, сколько стоит одна штука, он сказал, что 1 кук. Понятно, цена завышена. Я взяла 2 штуки за 1 кук, он не возражал, кстати, авокадо оказались неплохие, но очень далеки от тех огромных, что мы покупали на Яве в Индонезии. Ливень наконец закончился. Мы увидели, что с рынка несут яйца, а мы их не видели, спросили, где их берут. Нам показали на женщину, стоящую возле забора с закрытой сумкой. Спросили ее сколько стоит, она как-то нерешительно сказала что 1 кук, мы обрадовались и взяли у нее десяток. До сих пор не знаю, дорого ли это и почему их так тайно продавали — может нельзя ей продавать. Эти яйца нас выручили в оставшиеся дни — мы варили их в чайнике на завтрак. Назад до Варадеро ехали уже на автобусе для местных, грузовике «шевроле» !, который идет не по главной улице. Проезд на нем стоит очень дешево, если я не ошибаюсь — около 20 песо.

Автобус-такси для местных

В этот же день, когда мы были на пляже, туда привезли группу туристов из Китая под флагом «New pioneers». Они высыпали на берег, сфотографировались группой, поодиночке, потом еще и с нами, и быстро уехали. Пляж в общем-то голый, ни пальм, ни каких-либо кабинок нет. Только возле 25-й улицы есть прокат каких-то лодок и лежаков. И всегда были волны с океана.

Пляж

Туристы из Китая

На второй день решили осмотреть весь городок, проехав на туристическом автобусе по принципу Hop-on-Hop-off, проезд на нем стоит 5 кук и можно ездить туда-обратно в течение суток с 9 утра до 9 вечера (т.е можно два дня, если сесть на него после обеда)  . Остановки автобуса расположены на 1-ой авениде, они отдельно расположены (не те, что для общественного транспорта, а такой тоже есть) и ходят они довольно часто. Мы сели на верхний открытый этаж, откуда лучше видно и фотографировали. Начальная остановка — у начала косы, у канала, последняя — у яхт-клуба Марина в конце косы, на этих остановках автобус стоит дольше. Поскольку маршрут в общем не очень интересный, лучше спланировать какие-то остановки — возле сувенирного рынка, парка, ТЦ, кафе, чтобы наездить на все 5 кук.

Кафе "Beatles" в центре Варадеро

Кафе «Beatles» в центре Варадеро

Туристический автобус "Hop-on-Hop-off"

Туристический автобус «Hop-on-Hop-off»

На одной из остановок возле отеля та же группа китайских туристов, что была накануне на пляже, вошла в автобус.

Дорога вдоль залива

Крутые отели

Marina-club

На 25 улице стоит киоск, где продают гамбургеры, но когда я хотела вечером купить на утро перед экскурсией гамбургеры, оказалось, что у них нет хлеба и поэтому сделать гамбургер они не могут! Пришлось идти туда в 6 утра, благо он работает круглосуточно. Гамбургер стоит около 1.5 кука.

Киоск-гамбургеры

Вечером можно было наблюдать закаты на пляже, красивое зрелище!

Пляж на закате

На 1-ой улице есть китайский ресторан, мы его не посещали, а потому цен не знаю.

Китайский ресторан

Заходили в магазин, где продают товары по карточкам (они называются либрета) — бодега. К такому магазину с рождения прикреплен каждый кубинец по прописке. Продукты в таких лавках стоят символические деньги, но когда там что-то дают, то на улице стоит очередь — вспомнили наши 80-90-ые годы. Мы видели совершенно пустые полки. Хотя наш гид уверял, что всем самым необходимым государство кубинцев обеспечивает.

Продовольственный магазин по карточкам

Несколько раз мы заглядывали в такие магазины в Гаване, кроме соли и сахара почти ничего в них не видели.

В магазине по карточкам

Уже после возвращения я прочла о карточной системе на Кубе. Список продуктов, которые дают по карточкам на месяц, сильно сократился после распада СССР (братская помощь иссякла), одежда и моющие средства исчезли из списка (в Гаване видели очередь на улице в магазин, где их продают). Сейчас по карточкам в месяц положено: масло растительное-0.5, рис-3кг, бобы-0.5кг, макароны-0.4 кг, сахар-2кг, немного мяса, яйца-5шт., немного кофе, соль, немного хлеба. Для детей есть дополнительные пайки. Цены на эти продукты очень низкие.

Из Варадеро мы съездили только на одну экскурсию «Три города», стоит она 95кук, длится целый день с 7 утра до 10 вечера, протяженность 700км. Нам сказали ожидать автобуса в 7 утра возле отеля «Дельфин» (Los Delfines), мы пришли туда заранее, но автобус подъехал только в 7.30 — собирал туристов из отелей с конца косы. Мы брали экскурсию на русском, но оказалось, что там были испаноговорящие (в основном из стран Латинской Америки) и русские туристы (из отелей, отдыхающие по путевкам), так что гид говорил практически непрерывно на двух языках. Гид у нас был суровый — бывший военный, учился в Советском Союзе, ярый коммунист до сих пор. Больше всего времени рассказывал про военную операцию в заливе Плайя Хирон, когда американцы пытались задушить кубинскую революцию. На все вопросы про местную жизнь отвечал примерно так — «есть временные трудности, особенно после того, как прекратилась помощь из Советского Союза, но мы работаем над их устранением и все у нас постоянно становится лучше и лучше». Одно из завоеваний революции — самая лучшая в мире система воспитания-образования детей, созданы все условия для их развития (и это действительно так).

Гид

Сначала останавливались у какого-то кафе, где наш гид завтракал. И, извините за подробность, желающие могли посетить туалет за 1 кук, но через час мы приехали в мемориал Че Гевары, там туалет был бесплатный. Потом много времени провели в Санта-Кларе (а сам город мы не видели) у огромного мемориального комплекса, где покоятся останки Че Гевары и его соратников, переданные из Боливии, где они погибли, только в 1997году. Комплекс этот возвели в Санта-Кларе, потому что недалеко от этого города на заводе по переработке сахарного тростника (нам показали его высокую трубу) была база повстанцев и здесь была решающая битва, которой руководил именно Че Гевара. Перед мемориалом находится огромная пустая бетонная площадь, проводится ли там что-то — мне неизвестно. В мемориале фотографировать строго запрещено, брать туда что-либо с собой тоже. Там же в музее выставлены личные вещи Че Гевары и других бойцов, много их фотографий (Фиделя, конечно, тоже). Про Че Гевару и кубинскую революцию гид рассказывал очень подробно. Если пересказать коротко и уже без пафоса — поскольку Че Гевара был одержим идеей мировой революции, то после победы революции на Кубе, он пытался устроить ее то в Африке, то в Латинской Америке. И погиб за эту идею далеко от Кубы, в Боливии, как-то совсем бесславно, по моему мнению… Очень жаль.

Мемориал Че Гевары

Вокруг мемориала растут 14 королевских пальм, их количество символично — день рождения Че Гевары 14 июня.

Городок в глубинке

Проезжали небольшие городки, выглядевшие очень скромно, где население в основном занято сельским хозяйством. Жители ездят на очень старых велосипедах и лошадиных повозках. Центральный район, где мы ехали, населен в основном мулатами, как сказал гид, это потомки рабов с плантаций сахарного тростника, его и сейчас там выращивают. Помня кадры кинохроники времен Советского Союза о сафре — сезоне уборки сахарного тростника вручную, а его рубят с помощью огромных мачете, я спросила у гида, как его сейчас убирают. Он сказал, что в основном комбайнами, в чем я, видя обстановку в этих местах, очень сомневаюсь. Куба остров очень живописный, холмистый, поросший растительностью. В южной части острова много плантаций фруктовых деревьев, в основном, апельсиновых. Здесь производят много апельсинового сока, который экспортируют. Гид сказал, что есть разные формы сельскохозяйственных предприятий — государственные, коллективные и частные. Но много возделанных полей, как например, в ЮВА, мы не видели. Что поразило — огородов нигде нет, даже в деревнях. Это было заметно и по ассортименту на рынке, на котором мы были в Санта Марте. По вечерам все сидят возле дверей дома, часто в креслах-качалках и никто не копошится на грядках. Гид сказал, что здесь это просто не принято, а может и запрещено, как у нас во времена Хрущева. Через всю Кубу проложена железная дорога, еще при старой колониальной власти, с ответвлениями в крупные города, рельсы мы видели, а поездов — нет.

Затем, уже в Тринидаде, нас завезли в мастерскую к скульптору по имени Чичи (Chichi), где желающие могли купить сувениры из глины. Гид расхваливал эти изделия как уникальные, по-моему это просто его знакомый. Перед входом в мастерскую пасутся профессиональные женщины-попрошайки, просят мыло.

Фото скульптора в мастерской

В Тринидаде возле мастерской, попрошайки

Школьницы в Тринидаде

После посещения скульптора у нас был обед в ресторане, он включен в стоимость экскурсии, в общем, обед обычный — скромный салат, второе блюдо и мороженое.

Колониальный ресторан, где мы обедали

Наша группа в ресторане

Потом гид довольно долго водил нас по Тринидаду, поскольку это его любимый город и строго-настрого приказал не отставать, времени мало, а можно заблудиться в узких улочках. Заходили в дом-музей бывшего плантатора сахарного тростника (фотографировать нельзя, за фото надо заплатить), где мы поднимались по шаткой винтовой деревянной лестнице на самую крышу, откуда можно сделать снимки. Тринидад находится не на море, но с крыши его видно.

Вид с крыши на море

Вид с крыши

На улицах Тринидада

Вид с крыши на центральную площадь

Церковь на центральной площади и королевские пальмы

Смотрительница музея знаками спросила у нас мыло, я отдала ей последний имеющийся кусочек. Потом гид завел нас в кафе, где подают самый лучший по его мнению знаменитый коктейль Canchachara (ром, мед, сок лайма и лед) за 3 кука. Здесь мы еще просидели минут 20. Музыканты кафе, в основном, пенсионного возраста, вяло пели песни, но когда по просьбе нашего гида затянули песню «Команданде навсегда», посвященную Че Геваре, то встрепенулись, и он тоже стал подпевать.

Музыканты в кафе

Наш гид поет про каманданте

Че Гевару здесь чтят, романтический ореол его жизни и гибели до сих пор сохраняется. Его портреты повсюду, на большинстве сувенирной продукции. Еще в Тринидаде заходили в сувенирный магазин, где можно купить кофе и сигары, женщина демонстрирует, как их делают. Здесь их продают дешевле, чем в других местах, если не ошибаюсь, то 3 сигары стоят 10 евро.

Изготовление сигар

Тринидад — очень приятный испанский колониальный городок, живет за счет туристов. Здесь продают много сувениров, прямо на улице и во многочисленных магазинчиках, особенно много кружевной вышивки.

Сувенирный рынок

На улицах Тринидада

Наше пребывание здесь было как-то растянуто и мы понимали, что третий город — Сьенфуэгос мы уже не увидим. Из Тринидада мы выехали в сумерках около 6 вечера. Ехали вдоль моря и любовались закатом. Уже было совсем темно, когда автобус остановился на очень красивой главной площади Сьенфуэгоса. Дали нам минут 20 погулять и на этом все, остальное видели только из окна автобуса. А посмотреть там есть что. Это единственный колониальный французский город-порт на Кубе, архитектура его отличается. Так что фактически за эту экскурсию мы видели не три города, а всего один — Тринидад. Совет — ехать самим и с ночевкой, тогда можно спокойно походить по улицам этих городов. У меня были контакты гида Марии,  которая проводит такие экскурсии на своем автомобиле, я с ней списалась до поездки и даже хотела к ней обратиться, но это оказалось невозможно ввиду отсутствия интернета в Варадеро. Надо договариваться еще находясь в России.

В эти города можно добраться и на автобусе — автостанция в Варадеро находилась рядом с нашим домом, на 36 улице, поэтому я сфотографировала цены. Внутри автостанции на стенах пылятся знамена и почетные грамоты.

На автобусной станции Варадеро

Цены на автостанции

Про Wi-Fi на Кубе, вернее почти полное его отсутствие, я не подозревала. Как потом узнала, карточки ETECSA с доступом в интернет можно купить в центре телекоммуникации, стоят они довольно дорого и их не хватает. Во всяком случае, возле офиса ETECSA всегда стояла очередь. Нам хозяйка сказала о двух точках, где есть интернет в Варадеро и по наивности мы думали, что там есть Wi-Fi. Это возле центрального парка и на заправке на 31 авениде. Туда мы однажды пришли, стали спрашивать о Wi-Fi. Нам показали мужчину, мы подошли к нему. Оказалось, что он дает карточку, по которой можно войти в интернет. Стоит это 3 кука за 1 час! Мы не стали даже пробовать, смс стоят дешевле!

Офис Телекоммуникации на 1-й авениде

Вывеска Офиса Телекоммуникации на 1-й авениде

Автозаправка, где рядом в кафе есть Wi-Fi

В таких домах в Варадеро живут местные, этот был прямо напротив нашего жилья. На крыше всегда стоит огромный бак с водой, а возле дома обязательно бродят куры. Прямо на улице есть душ, можно помыться, возвращаясь с пляжа.

Дом напротив

Петухи начинали орать уже в 3 часа утра, а примерно до часа ночи в округе громко лаяли собаки. Поскольку стекол в домах часто нет — и у нас были только деревянные решетки типа жалюзи, то слышимость была отличная и мы полночи не спали.

Возле нас на углу 1-й и 36-й улиц был ресторан «Esquina», в нем даже бывают музыканты — видели, что немолодые женщины пели под гитару. А на 36-й мы нашли дешевое кафе под тем же названием, где несколько раз обедали. Готовят там неплохо, подают быстро, цены на фото ниже — дешевле мы не находили. Неподалеку, на углу 1-й и может быть 37-й есть еще одно недорогое кафе. Меню везде довольно скромное, всего несколько блюд. Салат, например, это или огурцы, или капуста, ничем не заправленные.

Вывеска кафе "Esquina" на 36-й улице

Вывеска кафе «Esquina» на 36-й улице

Меню кафе "Esquina"

Меню кафе «Esquina»

На Кубе часы работы часто обозначены вот так:

Часы работы кафе "Esquina"

Часы работы кафе «Esquina»

Крыша ресторана "Esquina"

Крыша ресторана «Esquina»

Автобус до аэропорта за 25 кук можно заказать накануне отъезда через турбюро, но забирает он не из дома, а в нашем случае от ближайшего отеля Дельфин Los Delfines, куда надо было идти метров 500, для нас это было тяжеловато, поскольку в чемоданы мы загрузили кофе со всех остановок круиза. А в Варадеро купили еще и ром (ром и кофе с Кубы можно вывозить без ограничений).

Когда мы накануне пришли на автостанцию, чтобы изучить расписание, к нам подошел таксист и стал говорить, что он нас отвезет в аэропорт за 25 кук с человека и сам найдет еще попутчиков. Мы согласились и договорились, что он заедет за нами утром 9-ого ноября. Но вечером он нашел нас дома и сказал, что, к сожалению, попутчиков не нашлось. Минимальная цена, за которую он готов нас отвезти — 80 кук, потому что надо оплатить дорогу туда и обратно. А мы уже истратили все куки и оставалось у нас всего 60. И я прямо сказала ему об этом, что утром будем искать автобус, хотя для нас это тоже был неприятный сюрприз. Потом я вспомнила, что есть у нас еще 15 евро и предложила ему 60 кук + 15 евро. Он с радостью согласился и на эту сумму. Утром он приехал за час раньше назначенного времени, когда мы еще завтракали на веранде, может опасался, что мы передумаем. Машина у него была «Hundai», а сам он был в белой рубашке. Пока ехали, разговаривали с ним по-английски и в результате много чего о местной жизни от него узнали. Он закончил университет в Матансасе, инженер, живет там же, но работы по специальности нет и он пошел в таксисты, поскольку надо содержать семью — у него жена и два сына. Неплохо говорит по-английски, выучил сам, пожаловался, что хоть русский учи — много туристов из России, но русские плохо говорят по-английски. Он сказал, что детям на Кубе созданы все условия — детсады и школы, везде учеба бесплатная. А вот в остальном плохо — по его мнению, режим этот скоро рухнет. Продукты он покупает в основном на черном рынке. Его жена работает секретарем, ее месячная зарплата 30 долл. Еще было смешно — узнав, что мы из Сибири, он назвал нас мужественными женщинами. Сказал, вот сегодня температура здесь +26 — это прохладно, но еще жить можно, а если иногда бывает +18, то это о-о-очень холодно.

Аэропорт Гаваны им.Хосе Марти

Основной совет для тех, кто собирается на Кубу — не ждите ничего шикарного, на Кубе все скромно, людям, пожившим при социализме, многое здесь понятно — как у нас в 80-ые годы, хотя уже и стало непривычным. И стоит проехать самому по стране, увидеть Гавану и южные города Тринидад, Сьенфуэгос. На пляже Варадеро страну не увидишь. Основной сувенир для местных — конечно, мыло и крем. На вопросы о Кубе отвечу с удовольствием, поскольку даже в интернете мало конкретной информации.