1. Самостоятельно по Узбекистану. Общие заметки

1. Самостоятельно по Узбекистану. Общие заметки

Дата поездки 12-30 сентября 2019г.

В этом году по просьбе нашего немецкого друга Карл-Хайнца я организовала поездку в Узбекистан. По его же просьбе включила в поездку не только классический маршрут — Хива-Бухара-Самарканд, но и Ферганскую долину — он посмотрел какой-то фильм о ней и захотел там побывать. Поскольку летом в Узбекистане очень жарко, выбрали сентябрь — может не так красиво, как весной, но уже не жарко и есть что попробовать из фруктов. Как показал наш опыт, это было правильно: мы не мерзли никогда, а днем кое-когда было жарковато, дождя не было ни разу. Окончательно маршрут по Узбекистану сложился такой (цифры-количество ночей): Хива- 3, Бухара- 3, Самарканд- 3, Коканд- 2, Маргилан-2, Ташкент-4. Причем, Карл-Хайнц был только один день в Ташкенте, он торопился домой, а я с сыном задержалась еще у друзей в Ташкенте. Оттуда решили заехать в Алма-Ату на несколько дней и затем в Нур-Султан (Астану) на один день — Олегу хотелось увидеть этот город, я-то уже там была.

Почему стоит ехать в Узбекистан

Тем, кто сомневается, стоит ли ехать в Узбекистан самостоятельно, и читал при этом отзывы 3-х летней давности и старше, хочу сказать, что после смерти президента Ислама Каримова (2 года назад) в этой стране очень многое переменилось, с пользой для туристов. Часто местные жители нам говорили, что жить стало легче. Везде идут строительные и ремонтные работы. Поразило это и Карл-Хайнца — как он сказал, много стран он посетил, объехал всю Африку, но нигде такого не видел. А что касается туризма, то страна взяла курс на его развитие.

Во-первых, для граждан 54 стран были отменены визы (в том числе и для граждан Германии). И собираются отменить визы еще бОльшему количеству стран!

Во-вторых, сейчас фиксированный курс валюты и не надо искать черных валютчиков (к тому же это карается законом), есть теперь и банкоматы в туристических местах. В банкоматах чаще можно снять деньги с карточки Visa, но и Mastercard тоже встречается. Комиссия в разных банках разная, зависит от суммы, надо смотреть. К примеру, мы снимали около 2млн.сум — комиссия была 15000. Один из банков с низкой комиссией — Asaka. А вот рассчитаться карточкой проблема (читала, что чаще можно с карточкой Visa), но даже в крупных супермаркетах часто можно рассчитаться только узбекской карточкой.

В-третьих, проще стало с проживанием, с регистрацией. В каждой гостинице, гестхаусе и хостеле (во всяком случае во всех, что есть на доступных сайтах бронирования) вас зарегистрируют и выдадут бумажное подтверждение, за это берется отдельная оплата — около 1$ в день. И можно зарегистрироваться самим на сайте http://www.emehmon.uz/. Подробности можно прочесть здесь https://podrobno.uz/cat/podrobno/v-uzbekistane-obyasnili-kak-mozh/
Три дня можно прожить без регистрации, чем мы и воспользовались: один раз — не регистрировались в Коканде, где ночевали две ночи, второй раз — при самостоятельной регистрации в Ташкенте через сайт не включили день отъезда — проблем не возникло.
Вроде как бумажные регистрации надо предъявлять при выезде из страны. На деле их уже не проверяют (я, кстати, вообще забыла про них и сдала в багаж, вместе с чемоданом), возможно проверяют по компьютеру.

Еще — здесь недорогая еда и такси. А вот Wi-Fi в гостиницах оставляет желать лучшего, в кафе часто его нет, поэтому лучше приобрести местную сим-карту, ее можно купить только по оригиналу паспорта, стоит она недорого.

Ну, а последнее — народ очень приветливый, это отметил даже Карл-Хайнц, хоть он по-русски не понимает. Обязательно расспросят откуда вы, угостят, помогут, даже в гости несколько раз приглашали. Поскольку там принято уважать старших, то в транспорте молодежь сразу уступает место, иногда я даже неловко себя чувствовала.
Все наши отели, вернее, гесты и хостелы, у нас были забронированы заранее. Особенность этой страны — отели для местных стоят ровно в два раза дешевле. Так что не обольщайтесь — если вы нашли узбекский сайт бронирования, например, https://mybooking.uz/ru и обрадовались, увидев недорогие варианты. Как только вы ставите галочку, что не являетесь резидентом, цена увеличивается и получается ровно такой же, как на Agoda или Booking. Именно эти два сайта я и использовала. В стране очень развит внутренний туризм. Причем, путешествуют чаще пожилые люди. Мы видели такие группы — отдельно ездят мужчины и женщины.

Наш маршрут по Узбекистану я спланировала с запада на восток без лишних перемещений. Прилететь мы должны были в Ургенч (Хива находится рядом, примерно в 30км) компанией S7 из Москвы. В Москву, в Домодедово мы должны были прилететь все втроем 11 сентября — я из Томска, Олег из Краснодара, Карл-Хайнц из Мюнхена, а затем вечером вместе вылететь в Ургенч и прибыть туда рано утром 12 сентября. Билеты были куплены еще весной (до Москвы у меня был самый дешевый, невозвращаемый тариф) и мы спокойно ждали сентября. И вот, в середине лета, компания S7 вдруг отменила рейс Домодедово-Ургенч (правда, деньги вернули полностью, но по запросу, не автоматически), и нам с Олегом пришлось купить билеты из Внуково в Ургенч на рейс Узбекских авиалиний. В результате, мы с Олегом прилетели в Ургенч в 5 вечера 12 сентября, а Карл-Хайнцу, поскольку он не мог переехать из Домодедово во Внуково без российской визы (а визу им надо оформлять и она стоит денег!), пришлось изменить маршрут полностью. Он летел из Цюриха с двумя пересадками через Стамбул и Ташкент и прилетел раньше нас на 1 день 11 сентября. Кроме того, позже был отменен обратный прямой рейс Олега Нур-Султан-Краснодар казахской авиакомпании Scat, пришлось ему лететь с пересадкой через Актау, этой же авиакомпанией.

Поезда в Узбекистане

Внутри страны мы переезжали из города в город на поездах, билеты стоят совсем недорого. Билеты можно купить на сайте РЖД, а можно и на сайте Убекских ЖД — https://eticket.uzrailway.uz/cabinet/step1.html за 45 дней, при этом комиссия 10000сум=70руб. и надо распечатать билеты в кассах вокзалов Узбекистана. Я покупала на сайте Российских ЖД, там они немного дороже, чем на сайте узбекских жд (примерно на на 100-200руб, но не надо платить комиссию 10000сум). Все билеты я распечатала на томском вокзале (на некоторые направления нет электронной регистрации и надо иметь билет, а не только распечатку).
Хотя все билеты я покупала за 45 дней, на скоростной поезд Афросиаб из Бухары в Самарканд (он идет всего 1.5 часа) купить билеты не удалось, а хотелось! Продажа билетов начинается в 8 утра по московскому времени и сразу было всего 4 билета, причем, в разных вагонах, так что пока я оформляла один билет, остальных уже не стало. Оказывается, билеты на этот поезд выкупают туристические компании раньше 45 дней. Так что я купила билеты на более медленный поезд 009Ф, ехать на нем 2.5 часа, но билеты стоят дешевле в 2 раза. Все места в поездах, кроме поезда 393*Ф Навои-Андижан, на котором мы ехали из Самарканда в Коканд, были у нас сидячие, т.е. они расположены в вагонах без полок. Самые удобные места в таких вагонах — строго посередине, тогда у вас будет и столик. А на поезд 393*Ф до Коканда я взяла купейные места, к тому же они недорогие — ехать нам надо было весь день и если мы с Олегом еще могли бы проехать этот путь в плацкартном вагоне, то для Карл-Хайнца это было бы наверное слишком. Хотя, возможно, это был бы для него интересный опыт. Все жд вокзалы и здания аэропортов в Узбекистане по-прежнему еще огорожены забором и чтобы войти на территорию, надо сначала пройти контроль с предъявлением документов, потом внутри здания это еще повторяется — на это нужно дополнительное время. Но, как сказал нам один проверяющий, это уже последний год и скоро они станут безработными. На вокзалах Узбекистана вайфая нет! А кое-где и банкоматы не работают.

Такси в Узбекистане

Почти весь транспорт работает на газе. Такси недорогое и без счетчиков, обычная стоимость за 5-10 мин. поездки 5 тыс.сум (35руб.). Но надо знать примерную цену и договариваться, иначе можно много переплатить, как наш Карл-Хайнц, когда был без нас. Особенно этим грешат в Самарканде, заламывают цену даже на маленькие расстояния. Яндекс-такси есть в Ташкенте и Коканде, видели рекламу в Маргилане, но там мы им не пользовались.
Примерная стоимость такси — 1тыс.сум на 1км.
Некоторые цены (1тыс.сум =7руб, 10тыс.сум =1е) :
Аэропорт Ургенч-Хива — 65тыс.
Вокзал Бухары (Коган)-центр города 20тыс.
Вокзал Самарканда-центр города 20тыс.

Аэропорт Ташкента-центр 14 тыс.сум.
В Коканде такси особенно недорогое, примерно 5 тыс.сум по городу, таксисты не наглеют, в Маргилане тоже.

В качестве общественного транспорта в Узбекистане используют маленькие авто — Damas, они ходят как маршрутки-автобусы (язык не поворачивается так их называть), между городами тоже. Сначала увидели их в Хиве, между Ургенчем и Хивой такие бегают, а потом они уже не удивляли. Проезд на маршрутке стоит 1.5-2тыс.сум с человека.

Еда

Несмотря на то, что гостиницы, скажем, не дешевы, еда очень недорогая и вкусная. Конечно, в очень дорогих ресторанах мы не были, но там где мы ели, счет за обед или ужин составлял от 70 до 140тыс.сум (это максимум 1000руб.) на троих с пивом.

Бюджет нашей поездки без стоимости билетов до Хивы и потом из Ташкента (у нас она была разная у всех) составил 32тыс.руб. на человека за 20дней. Если вычесть стоимость проживания в день почти 1000руб. (10-15$), то остальное — почти даром.

Еще одно наблюдение: все учащиеся — и школьники, и студенты хоть и не ходят в форме, но дресс-код обязателен — белый верх, темный низ. Это выглядит хорошо.

Валентина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.