Часть 6. Остров Бали. Убуд

Дата поездки 22 февраля — 18 марта 2015г.

За полчаса долетели до Бали, аэропорт там как дворец! Вернее, как балийский индуистский храм, с таким же порталом.
P3111812На выходе на нас набросились водители, предлагая довести куда угодно. Начитавшись, что надо искать такси Blue bird и на другие не соглашаться — обманут, решили, что я пойду к дороге, а подруги с багажом подождут. Я шла к выходу с территории аэропорта по дороге, украшенной бабочками, игнорируя бесконечные назойливые предложения водителей лимузинов. P3111816Уже устав отбиваться от них, сказала последнему не отстававшему от меня по-русски — «Не нужно, отстаньте!», как ни странно, услышав это, он сразу понял и отошел. Отойдя подальше, наконец поймала такси Blue bird и позвала своих подруг. Несмотря на рекомендации интернета, таксист (индуист, конечно) и этой фирмы сразу пытался нас развести. Он сказал, что в Убуд ехать 2 часа и это очень дорого, поэтому он предлагает, чтобы мы заплатили без счетчика 300Крупий. Я долго уточняла, правильно ли я его поняла, что это дешевле, чем по счетчику и только тогда согласилась с его предложением.
Ехали мы действительно долго, медленно, поразили монументальные скульптуры вдоль дорог — сюжеты из индуистского эпоса Рамаяны, на которые ушло немыслимое количество цемента. Потом мы их видели очень много.P3111817 В Убуде водитель не знал куда ехать, расспросил местных и наконец доставил нас до места — на улицу Sugriwa, Bale Bali в домашний отель, каких в Убуде великое множество. На счетчике было меньше 300Крупий, а по дороге я записала номер и имя водителя, думала, что вдруг еще пригодится. Видимо поэтому, таксист сказал, что давно не был в Убуде и мы не должны платить 300, а по счетчику — 275, но при этом все-таки попросил чаевые.

Отель, который мы выбрали, относится к типу Homestay. Пожить в таком очень интересно, будто в гостях в семье, в балийском дворике. Это отдельный домик во дворе из двух комнат. Хозяева живут в доме рядом, они очень приветливы. Главный хозяин — молодой мужчина по имени Комин.

P3122128 P3122127В номере все очень чисто, завтраки скромные, но вкусные, не повторялись за 4 дня, нам было достаточно. Очень приятно, что на завтрак подают тарелку с фруктами. Кофе-чай можно пить в любое время. В номере нет телевизора, но нам он был не нужен. Есть сушилка для белья, возле входа, но при такой влажности ничего не сохло. В бассейн можно бесплатно сходить в отель Убуд Вью (Ubud View), который принадлежит родственнику хозяина и расположен чуть ниже на противоположной стороне улицы. Рядом есть местная лавочка с фруктами по недорогим ценам. Устроившись, мы еще прошлись по Убуду, сориентировавшись, где что находится. P3152818

Расположение отеля удачное — до центра недалеко, до Дворца (Palace), где проходят представления — балийские танцы, минут 20, до Леса обезьян минут 10 пешком, до музея Антонио Бланко минут 25-30. Недалеко от отеля есть супермаркет CoCo для туристов, в нем есть выпечка.

Убуд — место  уникальное, без конца можно фотографировать.

P3111820 Как описано в книге Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби», сюда приезжают одинокие женщины лечить душевные раны, да и всякого рода туристов здесь очень много, потому и цены выше, чем в других местах Индонезии, где мы уже побывали.P3121827Каждый дворик в Убуде имеет такие ворота, больше похожие на вход в храм. Ира отвела душу, наконец поев в вегетарианском кафе, в Убуде их очень много.

Что посмотреть на Бали

Лес обезьян

В первый день запланировали никуда не ездить, а сходить в Лес обезьян, который совсем недалеко от отеля, а потом дойти до музея Антонио Бланко. Купили бананы для обезьян возле отеля, в парке их тоже продают, но значительно дороже. По пути к парку вдоль улицы — скульптуры с обезьянами.

P3121832 P3121837P3121828Накрапывал небольшой дождик, мы облачились в плащи — не жарко, погода как раз для прогулок.

P3121847Входной билет стоит 30Крупий, что дешево по сравнению с другими билетами в Индонезии. Дают схему дорожек и расположения достопримечательностей.P3121864 P3121870Не успели оглянуться, как на Галю набросилась сзади обезьяна и выхватила все припасенные бананы. До этого Галя умилялась, видя их на дороге, но теперь возненавидела. В парке много служащих, которые кормят обезьян и основная их функция оберегать посетителей от нападения обезьян, которые там чувствуют себя абсолютными хозяевами, да и за пределами парка тоже.

Здесь живут длиннохвостые макаки, их 5 групп, общим количеством около 600 особей. На щите — правила поведения для посетителей. Место очень интересное — кусочек джунглей, по которым протекает речка.P3121905В парке расположено два небольших храма. В главном храме готовились к празднику тишины Ньепи, который в этом году 21 марта. Есть небольшой вольер с оленями.

P3121896P3121887 P3121885Музей Антонио Бланко

Выйдя из парка, пошли до музея Антонио Бланко, по пути заглядывая в многочисленные сувенирные лавочки на улице, которая так и называется Monkey Forest (Лес обезьян). Убуд — место уникальное, гулять по улочкам, разглядывая дома и памятники перед ними, можно бесконечно.P3122054 P3122029 P3122017 P3122034

P3122050С утра перед входом в дом и магазин кладется подношение богам, из растений и цветов. Коробочки из тростника для этого делают женщины по вечерам. P3122038Дошли до главной улицы Raya Ubud (Большой Убуд) и свернули налево, а там оказалось идти еще около полутора километров.P3122069

Надпись над входом в музей - "Через этот портал входили самые прекрасные люди Бали!"

Надпись над входом в музей — «Через этот портал входили самые прекрасные люди Бали!»

Вход в музей, внутри его уже нельзя фотографировать

Вид на Убуд с террасы музея

Лестница, по которой поднимаешься в музей

Купили билеты за 80Крупий в дом-музей местного Дали, отдохнули в кафе, выпив приветственный напиток. Антонио Бланко — балиец испанского происхождения, родился на Филиппинах и был женат на балийской танцовщице. У него было две дочери и сын, который тоже стал художником и живет рядом с музеем. Дом его построен с помпезностью — внутри колонны и огромный купол, как в храме.  P3122085На крыше, куда можно подняться — золотые скульптуры героев Рамаяны. P3122087P3122097 P3122094Внутри музея фотографировать не разрешается, а снаружи можно потофографироваться с красивыми попугаями. Некоторые работы Бланко стыдливо прикрыты дверцами.

Назад, пожалев Галю, которой было тяжело идти по жаре, поехали на такси до нашей улицы. Там подруги пообедали, я хотела суп, но его в кафе не было. Пошли по нашей улочке, увидели скромное кафе, где можно было поесть ватоны (типа пельменей) с бульоном, я решилась заказать. P3122119Там заправлял хозяин, большой толстый мужик и его ученик-поваренок.

Это было целое представление — пока один готовил, а другой руководил, прошло наверное полчаса, наконец они подали еду, выдохнули, дружно вышли на улицу, повернулись к нам спиной и нервно закурили.

P3122120Галя сказала, что никуда уже сегодня не пойдет. А мы искупались в бассейне, в Ubud View, отдохнули и пошли в супермаркет CoCo, находящийся неподалеку. Потом вернулись за Галей и уговорили ее пойти в Palace (что-то типа местного ДК) на представление в 19.30.

На подходе к ДК нас атаковали продавцы билетов, чтобы никого не обидеть, взяли у разных, билет стоит 80Крупий. Вообще-то танцы проходят на открытой площадке, но из-за опасности дождя, в этот раз они проходили под крышей, но стен там нет. Нам настойчиво предлагали купить репелленты и напитки. Мы устроились поближе к сцене, ожидая начала.

P3122146Вышли музыканты, заиграли, мы ждали выхода танцоров, но сначала из-за дверей вышел лохматый пес, вызвав бурю восторга у зрителей, обошел всех музыкантов и они с трудом его выпроводили.

P3122150 P3122180 P3122153Представление нам понравилось, мы попали на танец легонг, в каждый день недели там исполняются разные танцы. «Легонг — красочный развлекательный танец, исполняющийся исключительно девушками. Будущих танцовщиц начинают активно подготавливать в возрасте 5 лет. Стать исполнительницей этого национального танца Бали считается невероятно почетным для молодых девушек. Представление показывает несколько драматических сюжетов балийской истории. Этот танец является очень сложным по технике исполнения и невероятно красивым из-за великолепных расшитых костюмов танцовщиц. История танца выражается с помощью динамичных резких движений танцоров и фееричных красочных костюмов. Представление сопровождается балийским ансамблем ударных инструментов — «гамеланом».»P3122174 P3122162

Пещерный храм Гунунг Кави

На следующий день поехали на экскурсию вглубь острова. Из-за нехватки времени, выбрали только два места на один день (кроме того, больше 2-х было бы тяжело) — Гунунг Кави и храм Бесаких.

Договорились через хозяина отеля Комина, он нанял своего друга, на полдня 450крупий.P3142675P3132297

На выезде из Убуда возвышается вот такая огромная скульптура Арджуны (сын бога-громовержца Индры).

В Гунунг Кави мы приехали утром, когда там еще никого из туристов не было и даже лавочки были закрыты и продавцы сувениров еще не так приставали. Билет стоит 30Крупий. Повязали нам красные пояса и мы стали спускаться к реке по 370 ступенькам. P3132299При входе на этих табличках написано — окропи себя этой святой водой прежде чем войдешь на территорию храма. Это уникальное место — высеченные в скале на берегу реки в 10в. усыпальницы древних царей и пещерные кельи монахов, где они предавались медитации.P3132204Вокруг на склонах гор рисовые поля, очень живописно.

P3132226 P3132234 P3132240 P3132270 P3132286 P3132295

Внизу есть индуистский храм, в котором проходят церемонии, но там тоже никого не было. Только женщины таскали песок, в огромных емкостях на голове, вмещающих по два ведра, на какую-то стройку.

P3132528P3132532P3132304 P3132309 P3132321

Ожидая Иру, фотографирующую рисовые поля, я разговорилась с фермером и его знакомой. Это место нам очень понравилось.

Пура Бесаких

Дальше наш путь лежал в Пура Бесаких, через национальный парк, на въезде в который нас остановил дорожный патруль и пришлось дать им взятку. За въезд в парк плату не взяли, водитель сумел объяснить, что мы проездом. Там есть место, куда привозят много туристов на автобусах, помпезное сооружение вроде музея экологии. P3132340Проехали озеро Батур, но спускаться к нему не стали, хотя там тоже есть храм, только сфотографировали вид. Здесь, на высоте, где прохладно, выращивают фрукты и овощи, которые продают вдоль дорог. Местные коровы очень мелкие, молока они не дают, их выращивают на мясо. P3132196

Самая высокая гора Бали Агунг все время пряталась в облаках.

Доехали до храма Бесаких, тут кругом целый город из торговых рядов.P3132350 P3132354 К нам сразу пристали с предложениями что-то купить. Одна девчушка так долго шла за нами и канючила купить у нее открытки, что пришлось ей заплатить. Повязались своими парео, чтобы не платить за них, но кроме билетов за 15Крупий+ за машину 50, нам еще пришлось сделать небольшое пожертвование — подозвали к будке, сунули амбарную книгу чтобы мы записали, сколько даем. Требовали дать больше, якобы мы мало дали, но я пресекла эти попытки, сказав, что мы христиане и с нас достаточно.

P3132358 P3132361 P3132371

Галя осталась внизу, а мы стали подниматься, игнорируя гидов. P3132483Тем не менее, один сопровождающий за нами все-таки увязался и направлял нас, как потенциальных спонсоров, ведя к храму, где можно молиться верующим всех конфессий. Ира воспользовалась этим предложением и исполнила ритуал под руководством местного служителя культа, прилепившего ей рис на лоб, не подозревая, что за это надо заплатить. P3132393После этого от сопровождающего мы предпочли отделаться, заплатив ему тоже 20 корупий. Так что, посещая Бесаких, надо иметь небольшие купюры для таких случаев.

P3132421Потом поднялись до самого верха, где уже никого туристов не было. Там открывался потрясающий вид на окрестности и было прохладно.

P3132377 P3132379 P3132453 P3132457На обратном пути купили мангостины и белое манго, попробовать. Оно оказалось не очень, довольно волокнистое. Цена на фрукты возле нашего дома оказалось даже ниже, чем с нас пытались взять по дороге. Что поразило — во всех небольших деревеньках Бали те же монументальные заборы и ворота!

P3142547 P3142550

На улочках Убуда много художественных салонов.

P3132528 P3132532А так носят кирпичи… Похоже, носить тяжести — обязанность женщин.

С утра мы с Ирой пошли гулять по улочкам Убуда, планируя дойти до улочки Kajeng, вымощенной плитами с надписями от туристов, как мы читали в интернете.

P3142579 P3142584 P3142586 P3142576Каждый за плату может оставить свой автограф на память о пребывании на Бали. Зашли на рынок, но цены на все назывались высокие, торговаться совсем не хотелось и мы оттуда ушли. А эта бабушка со своими шкатулками сидела прямо на главной улице.P3142563P3142596 P3142598

Бензин на улочках Убуда продают исключительно в бутылках от водки Абсолют!

P3142626Зашли в Музей современного искусства, он находится в очень красивом саду. Билет стоит 50Крупий, там дают бесплатный напиток. Несколько залов, посмотреть очень интересно, так как балийское искусство очень своеобразное. Основан в 1936г, официально открыт в 1956г, усилиями Tjokorda Gde Agung Sukawati (президент или король Убуда) и его брата Tjokorda Gde Raka Sukawati. P3142635По-моему, это стоит увидеть своими глазами, место достойно посещения. Мы даже посидели здесь в кафе после осмотра картин, даже еда здесь оформлена с художественным вкусом.

На телефон пришло сообщение, что надо срочно оплатить аэропортовский сбор, иначе нас не допустят до регистрации на рейс АirAsia с Бали до Бангкока. Пришлось срочно заняться доплатой на сайте АirAsia, хотя раньше на рейсы Lion мы платили прямо в аэропорту при регистрации. Потом узнали, что теперь аэропортовский сбор включен в стоимость билета, беспокоиться не надо.

Храм Аюн и храм Танах Лот

Вечером у нас была поездка к закату к храму Танах Лот, на берег океана и по пути заехали в старинный храм Аюн, 12 век. Тут очень красивый парк, вход стоит 30Крупий.

P3142689 P3142698 P3142704 P3142707 P3142712С закатом на Танах Лот, как и с восходом на Бромо, нам не повезло, но все равно поездка стоила тех денег, что мы заплатили — 450Крупий. P3142723Входной билет 30Крупий. Я не представляла, что там уже сплошные торговые ряды, можно купить всякие сувениры, батик и пр. пр. На закате собирается много народу, приезжают даже «трудовые коллективы». Все друг друга фотографируют, а многие делают «селфи».P3142809P3142782 P3142798 P3142781

Увидели там того самого зверька, который «производит» бренд Индонезии кофе Лювак (Luwak).

P3142746Долго стояли, завороженные мощью океана.P3142771По всему Бали готовились к празднику Ньепи. Кругом сооружались какие-то огромные страшные скульптуры.

P3152822 P3152824Утром мы тепло попрощались с хозяевами, переехали в отель Куты, возле аэропорта. Нашли такси за 250Крупий, ехать больше часа. По Убуду ходит какой-то автобус, можно доехать и до Куты, но надо знать расписание и маршрут.

Отель под названием Kupu Kupu 39 очень простой, но зато в одну сторону море, 5 минут пешком, в другую аэропорт — 15 минут. Хозяйка очень приветливая, приехали мы часам к 11, а время заселения 14,она просила нас только немного подождать, пока она подготовит номера. Мы надели купальники и пошли к морю. Там довольно чисто и вполне можно купаться. Галя сказала, что она лучше бы здесь и провела все время на Бали. После заселения мы пошли на разведку в сторону аэропорта, не удержались, купили булочек Роти’ О на завтрак и поели в кафе. Ира высказала сомнение, что с чемоданами нам будет идти сложно, настаивала все-таки взять такси. Но таксисты все заламывали 80Крупий (около 350руб), хотя там ехать всего ничего, а налички у нас уже практически не было.

P3152854После обеда мы с Ирой пошли вдоль берега по дорожке мимо шикарных, почти пустых отелей до ТЦ Дискавери. Там можно найти все!P3152852 P3152862 P3152875Там мы зависли до заката, а закат в этот раз был впечатляющий. На ступеньках ТЦ все любовались заходом солнца. Накупили подарков себе и ближним, и уже в темноте вернулись в отель.

Утром еще сходили на море, искупались. Море было ласковое, теплое, не хотелось уходить. Хотелось здесь остаться…P3162922 P3162935 P3162938 P3162949Потом неторопясь пошли пешком в аэропорт. По дороге я истратила последние 6000 рупий, купив в магазине кофе в простой упаковке с бабочкой на этикетке (читала о нем что хороший). Он оказался очень неплохой, как и все сорта, которые мы купили в Индонезии.

P3162952 P3162954

Аэропорт Бали впечатляет, шикарный! Взвесили наш багаж и снова стали его перепаковывать до 15кг , выкладывая лишнее в ручную кладь.P3162965Мальчики-упаковщики нам здорово помогли!

P3162969В аэропорту Галя увидела часы, о которых мечтала. правда, они были не за 200руб, как она хотела, а за 100$, но она хотела именно такие и купила, потом была очень довольна. Я наконец попробовала утку Bebek фирменное блюдо Бали, в Убуде так и не успела.

В Бангкоке мы прилетели в аэропорт Дон Муанг, а надо было ехать в Суварнапум, переночевать одну ночь в отель BS Residence перед вылетом в Новосибирск. Поменяли деньги в аэропорту — здесь курс был гораздо лучше, чем в Суварнапуме. Подошли к стойке бесплатного шатл-баса и показали билеты, нам поставили печати на руку. Добравшись в Суварнапум, у гейта №4 вызвали трансфер до отеля. Быстро устроившись, поторопились до темноты на рынок закупать манго, они были рядом по 100бат, чуть подальше от рынка по 60, а Галя еще купила два арбуза для внучек, загрузила их в свою «дамскую сумочку» как ручную кладь .

P3172983Рейс в Новосибирск у нас был только в 14.50, поэтому мы неспеша позавтракали, напоследок искупались в бассейне. Рынок утром почти пустой, манго не было, из фруктов были только небольшие ананасы, по 20бат за штуку. Выехали из отеля в 11.30, снова на шикарном персональном автомобиле (везли только нас), трансфер в этом отеле бесплатный.

P3172987Пройдя паспортный контроль, побродили по магазинам. В полете была сильная турбулентность, нас изрядно потрясло, заставив поволноваться. В Новосибирске нас ждал трансфер в Томск и было холодно -7 и метель. Временами были очень сильные снежные заряды и никакой видимости, думали — не доедем. В одном месте даже постояли в пробке, фура сошла с дороги. Одна дама с нами оказалась та же, что и год назад. Домой приехали часа в 3 ночи, буксуя в городе в снежных сугробах. Весной здесь еще и не пахло.

Небольшие замечания об Индонезии напоследок: кофе здесь, как правило, не растворимый, а очень мелкого помола, его заваривают кипятком прямо в чашке. К слову сказать, все сорта кофе, что я привезла, мне понравились. В туалетах Индонезии, как правило, надо оставлять 2000 рупий. если никого нет, то стоит ящичек для сбора денег. Почти всегда в кафе есть дополнительный сбор за обслуживание, минимум 10%.