Часть 2. Остров Ява, город Бандунг. Вулканы Тангкубан Пераху, Кавах Путих

Реклама при входе в аэропорт

Дата путешествия 22 февраля — 18 марта 2015г.

В Бандунге аэропорт совершенно простой, как в районном центре времен СССР, но визу нам дали быстро — просто на входе стоит человек, собирает деньги (35$) и вклеивает визу (позже виза россиянам была отменена). Лучше иметь валюту без сдачи — Галя не обратила внимание, ей на сдачу дали банкноту 50$ всю в пятнах, ее потом не принимали, удалось обменять только по низкому курсу. Выдача багажа тоже происходит совсем по-простому.

Таксисты с нами с удовольствием фотографировались, Гале было оказано особое внимание.

Галя и таксисты

От аэропорта до отеля взяли такси. Таксисты с удовольствием с нами фотографировались. Особое внимание уделили Гале. Доехали до отеля, насколько я помню, за 50Крупий (т.е. 50 000 рупий, нули для удобства не буду писать), аэропорт находится в черте города.

В гостинице Golden Flower нас встретили как дорогих гостей, сразу дали сок, пока оформляли. А в номере нас ждал кусочек торта и приветствие от главного менеджера, да и потом окружили вниманием.

Завтрак в гостинице

Столовая отеля

Персонал очень приветливый, во всем старались помочь, по вечерам приходил парень Гунуг, приносил конфеты к чаю и спрашивал, что нам еще нужно. Даже дал дополнительно воду, которой нам всегда не хватало.

Мы заказали отель по акции и не ожидали, что это будет очень хороший отель. В номере и ванной есть все, даже фен, зубная щетка и паста, тапочки, все, кроме халатов, уборка каждый день. Кондиционер хороший, но не бесшумный. Доносятся призывы на молитву от главной мечети, расположенной рядом, но по утрам я не слышала. На крыше есть тренажерный зал и бассейн, не очень шикарный, но освежиться в нем неплохо. Оплатить отель можно карточкой без комиссии. WiFi в номере довольно хороший. Единственный недостаток — слабая освещенность в номере вечером. Улица Брага недалеко, минут 10-15 пешком, на ней есть кафе, более дешевые варунги (типа столовой). Рядом с отелем что-то приличное найти проблема. Одно блюдо в варунгах стоит 20-30Крупий, это примерно 2-3$.

В первый вечер у нас едва хватило сил дойти до ул.Брага и найти там кафе, чтобы поесть. Брели по улице и не могли ничего найти. Услышали громкую музыку из кафе, мне показалось, что индийскую, решили зайти. В кафе ОЧЕНЬ громко пели две девушки в мусульманских платках, развлекая публику, и все курили, даже дамы. Мы сели в самом дальнем углу, но музыка и здесь давила на уши. Заказали жареный рис — съедобно, но не более.

Наутро за завтраком в отеле нас приветствовал сам шеф-повар. Завтраки отличные — шведский стол, большой выбор, есть фрукты и выпечка. Подходит девушка-менеджер, спрашивает, что еще нужно. Я попросила молока для кофе, чем сильно ее озадачила — в конце завтрака принесла целый стакан.

Что посмотреть в Бандунге

Вулкан Тангкунбан Пераху

В фойе гостиницы дежурил представитель транспортной компании. Мы у него взяли экскурсию на вулкан, расположенный в 30км от Бандунга — Тангкунбан Пераху за 530Крупий, таксисты просили дороже. Поездка длительностью 6 час., нас предупредили, что если задержишься больше 6-ти часов, надо доплатить. Сначала заехали обменять деньги. Нашли хороший обменник Golden Jl.Otista (улица Отиста): выйдя из отеля, повернуть направо, дойти до перекрестка, перейти улицу и идти по перпендикулярной улице на юг, всего до него 5 мин от отеля. Нам этот обменник порекомендовали в отеле, хороший курс, работает до 4-х или до 5-ти вечера. Напротив на улице продают фрукты. Рядом расположен еще один обменник Dollarasia, он работает то ли до 24-х, то ли круглосуточно, курс в нем был ниже, меняли в нем через день вечером. Меняют по паспорту, дают квитанцию. В банках деньги не меняют.

До вулкана ехали минут 40, сплошные постройки вдоль дороги, не разберешь где Бандунг закончился, скорость движения низкая. При въезде к вулкану надо покупать входные билеты за 200Крупий с человека (по выходным 300, так что лучше ехать в будни!) и 25 с машины. Местные платят 20 и 30Крупий соответственно. Тангкунбан Праху — это кратер вулкана. Вопреки описаниям, там было не холодно. От гидов мы отказались, пошли одни по дорожке вдоль кратера, но чуть позже за нами все-таки увязались два добровольных «проводника», которые показали нам дорогу дальше, вокруг кратера и провели по ней так, чтобы мы увидели и другие 2 кратера. При желании можно обойти весь главный кратер (Королевский — Royal) и выйти с другой стороны, но на это требуется часа два-три.

Кратер вулкана

P1070892Первоначально они приняли нас за туристов из Голландии, когда узнали, что из России, сказали что в этом году туристов из России почти нет, а раньше бывало много. В конце они очень настойчиво пытались продать нам свою продукцию – сувениры, а просто так за услуги проводников деньги брать категорически отказывались, ссылаясь на закон о коррупции. Ира купила у одного браслет из гематита, который очень понравился ее сыну Илье (цену сбили раза в 3). Так мы первый раз столкнулись с назойливостью местных продавцов.

Наши "гиды"

Наши «гиды»

Назад прошли через «торговую улицу», где с трудом отбивались от предложений. По дороге купили фруктов, но, как оказалось позже, в городе цены даже ниже.

У касс вокзала

Попросили водителя заехать на вокзал, где обменяли электронные билеты на поезд до Джокьякарты, купленные по интернету, на настоящие. Пообедали в варунге недалеко от гостиницы, куда нас завез водитель по нашей просьбе. От еды мы снова были не в восторге.

Специально приведу цены на фрукты за 1кг: авокадо 15Крупий (очень крупные и очень вкусные, мы покупали их на ужин, ели с хлебом), мангостины 15-25, карамбола 15. Примерно такие цены и на остальные фрукты, везде для местных, туристам иногда говорят бОльшие, тогда надо торговаться.

Вечером поехали в ТЦ Rumah mode — «Дом моды», от отеля на север через центр, на такси GR за 30Крупий. Там действительно много товаров: одежда, обувь, кожгалантерея хорошего качества и большой выбор. Но мы еще не были готовы к покупкам. Вообще там очень красиво, приятно просто погулять: резная беседка из дерева, в которой нас ждала Галя, абсолютно равнодушная к шопингу, мозаичные полы с бабочками.P1070936

P1070939Когда возвращались оттуда на такси, водитель попался разговорчивый, он нам сказал, что на улице Риау шопинг лучше, там много магазинов Outlet. Еще он нас предупредил, чтобы мы по одиночке в такси не ездили, а возле нашей гостиницы было предупреждение — остерегайтесь карманников, но нас как-то это миновало.

Щит возле нашей гостиницы

В интернете на карте Бандунга нашли, где эта улица Риау, оказалось это рядом с Музеем геологии, так что мы наметили туда съездить на следующий день.

С утра искупались в бассейне на крыше, там никого не было.P1070949 В 4 часа дня я должна была встретиться с мамой Вивиан, которая сама уехала в Японию с делегацией от университета. Галя с нами не пошла, а мы взяли такси и доехали до музея геологии за 35Крупий.

В музее, видимо, был день открытых дверей для школьников (мы были в четверг), их было очень много и все они бросились фотографироваться с Ирой. Музей интересный, основан еще голландцами, но вот имитатор землетрясений, про который я читала, не работал. В кинозале показывали фильм про формирование планеты Земля, современного рельефа и извержение вулканов на английском языке.

Мотоцикл после извержения вулкана Мерапи в 2010г.

Магазин сувениров

Оттуда мы направились по магазинам, где время пролетело совершенно незаметно, успели зайти всего в 3 магазина Outlet, а там их гораздо больше. Мы спохватились, что опаздываем на назначенную встречу. Такси не попадались и мы решили доехать на местном общественном транспорте, маленьком автобусе — ангкоте, но доехали только до вокзала, дальше пришлось пересесть на другой до ул.Брага, потом не могли разобраться, на какой снова сесть. В результате взяли такси и потратили в 1.5 раза больше денег, потому что мы не знали, что в такси Бандунга существует минимум за поездку. В ангкотах с местных брали по 2Крупий, а с нас 3.

Мама Вивиан

В фойе нас уже ждала мама Вивиан, такая молодая, что я приняла за сестру. Она пригласила нас к себе в гости, по дороге забрали из школы сестру Вивиан Надю (Nadzira).

Дом Вивиан

Дом оказался на южной окраине города, ехали долго — пробки. Участка свободной земли возле дома нет, кроме нескольких квадратных метров перед входом. Это не удивительно, поскольку плотность населения на Яве одна из самых высоких в мире — там проживает 150млн человек, так что Ява — сплошной населенный пункт. Только на самой восточной части, где сплошные вулканы, не так много народу. Мама Вивиан — очень эмоциональная и была прямо счастлива, что мы у нее в гостях. Нас накормили ужином и позже отвезли назад в гостиницу, хотя мы могли бы взять такси, но она настояла.

Кратер Кавах Путих

Мы ездили на вулкан Тангкунбан Пераху с водителем по имени Чатур (Catur), который нам понравился, делал все, о чем мы просили. Хотя он говорит по-английски совсем плохо, но мы нашли общий язык. И заказали еще одну экскурсию на Кавах Путих — кратер вулкана с серным озером. Туда с утра мы и отправились, теперь по дороге на юг. Такое впечатление, что город не кончался, но на арках над дорогой появлялись новые названия населенных пунктов.P1080018 P1080016P1080015 Места вокруг красивые — рисовые поля и огороды, кругом выращивают овощи и клубнику. По мере повышения рельефа становилось прохладнее. Подъехали к кассам, купили билеты — 50Крупий с человека и 150Крупий заплатили за въезд на машине, а нам дали бесплатный коктейль из клубники. Мы купили и землянику сразу, просили по 40Крупий за коробочку (около 700г), отдали 2шт. за 50Крупий. Возможно, это и дорого, на обратном пути нам много ее предлагали, можно даже собрать самому, здесь везде ее выращивают.P2270620 Приготовились идти пешком в гору 4 км, но водитель пригласил в машину и мы проехали до самого кратера.

Кавах путих

С нашим водителем по имени Чатур

Галя заметила - и здесь Путин с нами!

Галя заметила — и здесь Путин с нами!

Озеро действительно красивое, бирюзового цвета, но запах сероводорода очень сильный, пришлось надеть маски, долго рядом с озером не пробудешь. На обратном пути водитель показал нам кофейные плантации. Затем заехали на чайные плантации, вид там потрясающе красивый.P1080093

Чайные плантации

Долго фотографировали, не хотелось покидать это место. Хотели заехать на горячие источники Cimanggu и искупаться, но водитель нас отговорил, сказал, что там для местных, видимо, имел ввиду, что грязновато, хотя мы были готовы там искупаться. По дороге кругом идет торговля овощами и клубникой, поражает реклама сигарет везде вдоль дорог. P1080143Попросили водителя остановиться возле магазина Bata, где Галя купила тапочки — она стерла ноги с непривычки.P1080146Отдохнув с дороги, решили пойти пообедать. Я потащила подруг на одну улицу, там вроде должен быть большой фудкорт Паскаль, видела вывеску, проезжая по ней. Бродили мы долго, фудкорт не нашли, наконец поели в одном кафе, довольно вкусно. Галя вернулась в гостиницу, она устала, а мы с Ирой пошли еще в торговые центры за мечетью напротив гостиницы. P1080166Это самая большая мечеть Бандунга, главная — Raya Masjid. Возле мечети большая площадка с зеленым покрытием, где вечером играют дети под присмотром родителей и много народу отдыхает тут же.

P1080169P1080176P1080174Позади мечети есть два торговых центра: Plaza — попроще и Yogya, в котором есть товары хорошего качества. На верхнем этаже ТЦ Yogya есть супермаркет, где можно купить кофе и фрукты и поесть, мы там основательно побродили.P1080179Вернулись, начали собирать вещи. Вдруг зазвонил телефон — оказывается мама Вивиан и Надя приехали к нам в гостиницу и привезли нам подарки — скатерти в индонезийском стиле. Мы были тронуты!

Дерево в лобби отеля

Утром тепло попрощались с персоналом гостиницы — они нам были искренне рады и сам отель оставил очень хорошее впечатление. Если когда-нибудь вернусь в Бандунг, то поселюсь только сюда, такого внимания нам нигде не было! P1080190На заказанном через портье такси доехали до вокзала, сели в поезд до Джокьякарты.

В Бандунге было не жарко, иногда шел небольшой дождь. Город особенного впечатления не произвел, довольно грязно, есть районы приличнее, но возле нашего отеля — «сплошная Азия», хотя это вроде старый колониальный район. Мама Вивиан сказала, что раньше по центру ходил красный туристический автобус, а теперь его нет. Такси довольно много, но даже в такси Blue bird есть минимум – 35Крупий за поездку, даже если на счетчике всего 15 (от отеля до вокзала). В такси GR минимум 30Крупий. По городу можно ездить на ангкотах (минибасы), их много, но проблема в том, что не знаешь их маршрут, они различаются только по цвету. До вокзала от отеля можно доехать без пересадки, но если надо на ул.Риау, то надо пересесть. Нас много раз предупреждали, что много карманников на улицах, особенно в ангкотах. Карт города нигде не видели. Все парковки в городе и за городом платные, что удивило — кругом на улицах есть парковщики, которые берут где 2000 рупий, где 3000 за услуги, на улицах часто стоят не служащие, а какие-то разводящие, помощники инспекторов, тоже собирающие деньги. А в деревнях иногда на дороге стоят люди с ковшиком для сбора денег.

Пекарня Holland bakery

В Индонезии есть сеть голландских пекарен (Holland bakery) — увидели в Бандунге дом с мельницей, потом видели такие же в Джокье и на Бали. Но нам больше всего понравились малайзийские булочки Roti’O, первый раз мы попробовали их в Малакке. Теперь этот бренд встретили в Индонезии — они есть в супермаркетах и аэропортах, стоят 9500-10500рупий. Вернувшись из Индонезии, нашла их рецепт в интернете и теперь пеку сама.

Резюме по Бандунгу – если вы хотите увидеть вулканы и не можете поехать для этого специально на восток острова Явы (Бромо, Иджен), то стоит посетить их здесь, они совсем рядом. И шопинг здесь действительно отличный, такого выбора товаров и таких цен мы больше не встречали, не зря сюда за товаром едут по выходным из Малайзии. Так что если вам это нужно – то вам в Бандунг! На мой взгляд, для шопинга лучше ехать на улицу Риау, где много недорогих магазинов, а в Rumah Mode все шикарнее и дороже. Еще плюс для того, чтобы побывать в Бандунге — город не очень туристический и приставучих продавцов, от которых сильно устаешь в туристических местах Индонезии, здесь почти нет.