Даты поездки 23-25 сентября 2019г.
Выехав из Коканда на поезде 060ФА, уже через 40мин мы были в Маргилане — это удобнее и быстрее, чем на автомобиле, если не приезжать на вокзал заранее. Ехали мы в пустом сидячем вагоне, билет стоил около 200руб. На вокзале Маргилана было тихо и даже таксисты на нас не набросились. Немного осмотрелись и договорились с водителем «дамасика» довезти нас до гестхауса за 10тыс.сум. Потом мы пользовались местным онлайн-сервисом по вызову такси — Online Taxi, здесь есть еще и Real Taxi, даже рекламу Яндекс-такси видела. Так что в этом смысле Маргилан оказался более продвинутый, чем туристические Бухара и Самарканд.
Особого выбора отелей, как и в Коканде, здесь тоже не было и недорого варианта не нашлось, поэтому я забронировала «Икатхаус» (Ikathouse) по адресу ул.Ipak Yuli (Ипак йоли), д.133. Это место оказалось лучшим за все время нашего путешествия. Я его выбрала за интерьер на фотографиях и хорошие отзывы, но действительность превзошла наши ожидания. На Youtube есть даже видео об этом месте. Это традиционный большой узбекский дом с внутренним двором за деревянными резными воротами. Всем, кто едет в Маргилан, стоит остановиться именно здесь.
Снаружи под айваном есть топчаны и холодильник, а внутри это прямо дворец: большой холл, украшенный картинами и всякими поделками.
В нем можно посидеть на диване, стоят столы, здесь подают завтрак и в любое время есть чай или кофе с восточными сладостями.
Комнаты для гостей расположены как снизу, так и сверху на втором этаже, куда ведут широкие лестницы по бокам холла. Интерьеры комнат оформлены узбекскими тканями с орнаментами — икат, постели удобные, есть шкаф и стол, комнаты оборудованы душевыми кабинами, все чистое, новое. Этот гест не работает только с декабря по февраль, потому что у них нет отопления. Здесь очень приветливая хозяйка, она главная по хозяйственной части, ее муж работает в хокимияте (мэрия), а главный администратор по приему гостей — старший сын. Живет семья здесь же, в отдельном доме. Кроме нас здесь была большая группа туристов-пенсионеров из Ирландии, которых сопровождал местный гид и они везде ездили на автобусе, из чего я делаю вывод — поскольку выбор гостиниц здесь невелик, то стоит бронировать заранее. Мимо геста ходит маршрутка-дамасик №5, она идет до рынка на главном перекрестке города.
Мы оставили вещи, спросили, где можно пообедать и отправились гулять. Хозяйка порекомендовала нам кафе «Anor» на ул.Мустакиллик (главная улица города), идти туда от геста минут 10-15 (можно доехать на маршрутке №5).
Это фамильное кафе больше похожее на ресторан и обстановкой, и едой. У них даже есть доставка еды. Есть столики внутри и снаружи.
Там очень нам понравилось! Счет, конечно, больше в два раза, чем был в других местах, у нас он был примерно 120-140тыс.сум на троих, но качество еды и обстановка оправдывает такую цену. Их Тел. +99895 401-75-55 и +99897 501-75-55.
Если вы заказываете основное блюдо, то гарнир и салат к нему заказывать не стоит — потому что сервировка все это включает, порции большие.
Перед едой еще и чай приносят в турецких стаканах (чай сладкий) и даже сладости. Пирожные тут тоже есть, но у нас до них дело не доходило. В этом кафе мы и обедали все три раза, не стали искать альтернативу, потому что понравилось.
Единственный минус (не для м еня, для Карл-Хайнца)- во всех кафе города (да и гостиницах) нет спиртного. Маргилан своеобразный, патриархальный город — здесь местный «сухой закон». В нашем гесте тоже не было алкоголя, но можно алкоголь купить в магазине и принести с собой. Магазин по продаже спиртного мы нашли прямо напротив этого кафе «Anor», выбор вина в нем очень скромный, сухого красного вина нашелся всего один вариант. Кафе «Anor» пользуется большой популярностью у местных, даже в обед в нем было довольно многолюдно. Были и молодые девушки без взрослых, хотя все они в Маргилане ходят в хиджабах. Позже, в Фергане, нам студентки говорили о Маргилане как об очень исламском городе, где девушек сразу после школы отдают замуж.
Что посмотреть в Маргилане
Маргилан — исторический город на Великом Шёлковом Пути, в 2007 г. город торжественно отметил свое 2000-летие. Достопримечательностей здесь не так много, но за один-два дня посмотреть кое-что найдется. Сохранилось некоторое количество архитектурных памятников, в основном XIX века. Впрочем, главное здесь не достопримечательности, а особая атмосфера самодостаточной патриархальности и неспешной жизни.
Несмотря на то, что на первый взгляд город совсем вроде не туристический, в центре есть даже указатели на английском.
Сначала мы посетили медресе Саид Ахмад-ходжи 19в. — в интернете написано что оно действующее, здесь молодые маргиланцы изучают Коран и Хадисы. Мне оно показалось больше похоже на что-то типа музейного комплекса с мастерскими — тут сейчас центр ремёсел, вход бесплатный.
Фасад строения представляет собой сплошную стену, на которую был нанесен узор из стрельчатых арок.
В просторном внутреннем дворе течет арык, растут многолетние чинары и даже пальмы!
Больше всего город знаменит производством шёлка (маргиланский шелк!), здесь несколько текстильных фабрик. Поэтому мы отправились на шелковую фабрику «Ёдгорлик», ее ткани ценятся своей красотой и уникальностью производства — здесь обрабатывают материал так же, как и пару тысяч лет тому назад. Экскурсии проходят ежедневно с 8 до 17 часов.
Существует легенда о том, как однажды хан-самодур вознамерился сделать своей наложницей дочь старого ткача, но выслушав мольбы мастера, пообещал отступиться, если тот в течение суток подарит ему нечто более красивое. И мастер создал ткань, вдохновившись отражением радуги в воде колодца, получившую название хан-атлас, или икат. В целом, снаружи «Ёдгорлик» оформлена очень приятно, небольшие корпуса посреди сада, а внутри — все как обычно.
Мы пришли уже к закрытию фабрики, работниц уже не было, но мы еще успели — нам менеджер показал все этапы производства, провел по всем цехам. Как он утверждает, красители применяются только натуральные. Это довольно интересно и стоит увидеть.
Здесь все делают вручную.
При фабрике имеется магазин, где можно приобрести ткань — шелк или хлопок, а также готовые изделия. Особенно красивы ковры из шелка ручной работы.
Изделия стоят недешево, так как это полностью ручная и очень качественная работа. Поскольку вход и экскурсия бесплатные, было неловко, что на нас потратили время, и мы купили два шарфа из хлопка, они недорогие (можно заплатить карточкой). А шарфы из натурального шелка с размытым рисунком стоят здесь 150тыс.сум (1000руб) — это минимальная цена, в других местах они дороже.
Фабрика находится недалеко от главного перекрестка, на котором расположены рынок и автовокзал, в ту сторону мы и направились.
Увидели действующую мечеть, в ней проходила служба. Возле этого перекрестка кипит торговая жизнь. Напротив мечети есть и магазин с алкоголем.
Сначала мы пошли на рынок. Рынок, конечно, заслуживает посещения!
Рынок большой, торгуют не только перекупщики, но и сами производители. Можно увидеть много разных сортов риса.
Дают пробовать, угощают. Здесь нам даже торговаться не надо было — просят недорого. Мы по традиции купили специй, немного винограда и инжира. А какие здесь красивые лепешки из хлеба! Как сказал Карл-Хайнц — их только на стену вешать для красоты!
Напротив рынка находится супермаркет «Makro». В нем тоже можно купить крупы на развес.
По всему городу с юга на север проходит широкая главная улица Мустакиллик (Независимости). Этот район города одно-двухэтажный.
Возвращаясь к нашему гесту, на главной улице видели институт шелка, еще одну текстильная фабрику, видимо уже не ручного производства, хокимият-мэрию (конечно за высоким забором), педагогический колледж.
Недалеко от главного перекрестка на ул. Мустакиллик есть и лагманная (напротив института шелка), но мы в ней не были.
Фергана
На следующее утро мы с главного перекрестка города отправились в Фергану. Туда ходят дамасики по 2тыс.сум, расстояние всего 9км, но если бы не традиционные арки через дорогу при въезде, мы бы не поняли, где заканчивается Маргилан и начинается Фергана.
Фергана — областной центр. Город основан русскими в 1876 году — как Новый Маргилан, здесь сделали столицу Ферганской долины, вместо Коканда, потом этот город стал называться Скобелевым по фамилии генерала, усмирявшего Туркестан. Считается, что там нет ничего особенно интересного, за исключением нескольких дореволюционных зданий и областного краеведческого музея, но нам он был интересен именно как русский город в Ферганской долине. Маршрутки из Маргилана приходят на Центральный базар, его посещение мы оставили «на потом», сначала пошли гулять по городу.
Наметили ориентир — Храм Александра Невского и пошли мимо центрального городского парка по пешеходной улице, здесь ул.Мустакиллик. Парк большой, носит имя Аль-Фергани, уроженца этих мест, в нем установлен его памятник.
Зашли в супермаркет «Азия» на бульваре, купить пива для Карл-Хайнца — пиво в нем продают в отличие от Маргилана, на верхнем этаже есть небольшой фудкорт. Здесь с нами заговорили студентки иняза, спросили, откуда мы. Вот они-то и рассказали нам, что Фергана — город совсем другой, чем Маргилан — в хиджабах здесь не ходят. Что город другой, светский, это сразу ощущается.
Пройдя улицу Аль Фергани по подземному переходу, мы продолжили идти по ул.Мустакиллик и скоро попали в район с типично русскими домами старого города — дома с окнами на улицу, а не сплошными глухими стенами, как принято в махаллях, и через некоторое время дошли до ворот с крестом, а за ними проглядывалось кладбище.
За воротами в конце дорожки виднелась небольшая часовня, это и оказался Храм Ал.Невского, ее двери оказались закрыты. На ступеньках сидели мужики.
Они нам рассказали, что это старое русское кладбище, здесь уже никого не хоронят, кладбище закрыто. Но предложили показать несколько могил с историей — старого генерала, дочери какого-то местного начальника, а также француза — исследователя Центральной Азии.
На каменном постаменте высечена надпись на французском языке: «Здесь покоится Жозеф Мартен, исследователь Центральной Азии, скончавшийся в возрасте 36 лет». Эта надпись имеет досадную ошибку, т. к. в действительности путешественнику при смерти было почти сорок четыре года. Даже во Франции сейчас о нем мало что известно. Возможно, что у него с юности появилась жажда исследования неизвестных земель. Он приехал в Санкт-Петербург и после участия в Балканской войне попал в экспедицию по поиску золотоносных месторождения в бассейне реки Лены, позже был в нескольких экспедицияй в Забайкалье и на Дальнем Востоке, посещал Японию. В Париже он был принят в географическое общество, которое присуждает ему золотую медаль. Мартен хотел исследовать Тибет — планирует из Пекина выехать в направлении Лхасы, он собирается пойти вверх по Желтой реке, дойти до ее истоков и исследовать Кукунор. Вернуться в Европу он предполагал через русский Туркестан. Планы путешествия по Китаю получили поддержку и одобрение Российского географического общества. В это последнее его путешествие он выехал весной 1889года, оно оказалось очень тяжелым, в Тибет его не пустили китайские власти, которые всячески препятствовали ему. В Новый Маргилан он добрался летом 1892года совершенно больным, заболев в Китае лихорадкой. О последних месяцах его жизни известно довольно много благодаря тому, что в доме вице-губернатора Ферганы генерала Медынского в качестве учителя и гувернантки жила молодая француженка Эмилия Колен. Она была единственной француженкой в огромной Ферганской области. Именно Эмилия Колен ухаживала за больным Жозефом Мартеном в течение нескольких месяцев — в мае 1892года он умер после продолжительной болезни. Спустя несколько лет на его могиле был установлен этот памятник. Вот такую грустную историю о французском путешественнике мы узнали (прочла о нем позже в интернете), совершенно случайно посетив старое русское кладбище.
Здесь есть и могилы советского периода, одно было с характерной надписью «от коллектива треста общепита».
После этого места по ул.С.Тимура мы пошли к центру города. Этот район — улица со стандартными панельными домами советского периода, почему-то 4-х этажными, а не 5-ти, как у нас, видимо считалось, что здешним жителям труднее добраться на 5-й этаж без лифта. Если бы не некоторые надписи на узбекском, не поняли бы, что это Узбекистан.
Даже здесь — реклама 1С!
Свернули на ул.Алишера Навои, вышли к здание областной власти за высоким забором, перед которым стоял памятник Алишеру Навои.
Главным цветком в Фергане, т.е именно он доминирует на клумбах города, является цинния. Такое впечатление, что каждый город Узбекистана выбрал для себя определенный любимый цветок — в Коканде это были анютины глазки.
На здании хокимията бегущей строкой идет цитата, видимо, нового президента, на нескольких языках:
Напротив — здание отеля «Азия», его лозунг — «Гостеприимство — наша сила».
Потом через парк мы вышли к рынку, на карте он обозначен как «Дехканский рынок», походили по нему, в очередной раз полюбовались местными лепешками.
Риштанскую керамику и сувениры можно купить и здесь, но уже немного дороже, чем в самом Риштане.
Вот такой небольшой прогулкой по Фергане мы и ограничились. Назад поехали на дамасике, в который сели школьники, возвращающиеся домой в Маргилан, что меня удивило. Я спросила у них, почему они учатся в Фергане, ведь приходится каждый день ездить в школу. Они мне сказали, что хотят получить хорошее образование, в Фергане школы лучше и кроме того, преподают на русском.
Вечером мы пошли гулять по Маргилану — сначала по ул.Коинот вышли к строящейся мечети Jome masjidi — пятничная мечеть Абдулло ибн Масуд, возле которой было кладбище.
Зашли на него просто так, из интереса. И неожиданно возле входа увидели памятник с датой 1942 год, надписью по-польски и списком фамилий на мраморных плитах. Единственное, что мы поняли — памятник польским военным, умершим в Маргилане. Как они сюда попали — для нас было загадкой.
Дальше мы вышли на центральную улицу, перешли ее и подошли к группе сидевших на лавочке аксакалов, у которых я и спросила об увиденном памятнике. Они нам рассказали, что за их спиной находится школа №11, в которой во время войны был госпиталь и сюда привозили раненых. Кто умирал, того и хоронили на этом кладбище, там похоронены и советские солдаты, но памятника им мы, к сожалению, не увидели.
Дальше мы пошли по ул.Туркистон и дошли до очень большого и красивого парка с большой аркой у входа, а напротив находится гостиница «Атлас».
Это парк Творчества, на наш взгляд — просто шикарный для такого города. Там установлен памятник местной знаменитости — узбекскому советскому поэту, драматургу, общественному и государственному деятелю Эркину Вахидову.
Мы прошли по всему парку, в его конце было видно ярко освещенное здание. Перед ним был пруд с островком-кафе, неработающим. Обойдя пруд, мы подошли к зданию с вывеской — Osh Markazi (Центр плова) и увидели возле него исключительно мужчин и, конечно, поинтересовались, что за мероприятие проходит.
Оказалось, что это свадьба. Нас настойчиво пригласили быть гостями, мы зашли и увидели большой нарядный зал и мужчин за накрытыми столами. Нам объяснили, что по местным традициям, свадьба для мужчин и женщин проходит отдельно. Женщины будут праздновать завтра днем в другом месте. На столах стояли соки и водка не в стеклянных бутылках, а в тетрапаках (наверное чтобы аллах не видел). Играл оркестр и певец пел узбекские песни. Время от времени все мужчины за одним столом вставали, подходили к певцу и все по очереди вручали ему деньги, как нам объяснили — так положено. Мы немного посидели, поблагодарили, поздравили жениха, вручили небольшую денежную сумму (хотя нам сказали, что это не обязательно) и ушли.
Прошлись еще по парку, по периметру которого расположены разные здания вроде учреждений культуры. На углу улицы Туркистон, там где свернули к Мустакиллик, заметили художественную галерею, посетить ее нам не удалось. Все это увидеть здесь мы не ожидали.
Комплекс Пир-Сиддик
Поезд до Ташкента у нас был довольно поздно в 16 час. Поэтому следующим утром мы решили посетить оставшиеся достопримечательности, из них главная — мавзолей святого Пир-Сиддика. Он находится в северной части города, сюда мы доехали на такси. Как обычно, историю возведения старинного комплекса связывают с легендой: во времена, когда язычники-тюрки производили набеги на долину, святой Пир-Сиддик спрятался в пещере, а с внешней стороны пещеры голуби принялись вить большое количество гнезд. Когда неверные проходили мимо укромного места, то подумать не могли, что внутри дикого и заброшенного места может находиться человек и прошли мимо. В честь его спасения было решено построить комплекс вокруг его усыпальницы. А голуби с тех пор почитаются местными жителями.
Двери мавзолея были закрыты, но мы подошли к женщинам, сидевшим возле входа на кладбище и они нам открыли двери. Внутри находится усыпальница, покрытая бордовым бархатом.
Мечеть Хонакох Xonaqoh
После Пир Сиддика мы на такси доехали до мечети Хонакох (на карте она обозначена как мечеть Ишон-Гузар), это недалеко от главного перекрестка (ул.Мустакиллик и Б.Маргилани), где находятся рынок и автовокзал.
Здесь тоже рядом шла стройка. Эта мечеть 16 века, но полностью перестроена, нам она запомнилась золотыми дверями, внутренней отделкой деревом, даже купола, и огромной золотой люстрой под ним. Службы не было, так что мы здесь все посмотрели. Михраб (ниша в стене мечети, указывает направление на Мекку) тоже был позолочен.
Времени у нас оставалось еще много, пошли пешком до полюбившегося нам кафе «Anor», чтобы снова там пообедать. На улицах города много салонов со свадебными платьями.
Не доходя до магазина «Макро» мы увидели кафе, в котором шла «женская» свадьба, возможно как раз продолжение вчерашней мужской, на которой мы побывали.
Комнаты в гесте мы освободили еще утром, посидели под айваном на топчанах, попили чаю, нас еще угостили дыней. Группа пожилых ирландцев из нашего геста уезжала в Ташкент на нашем же поезде, но они покинули гест раньше нас, на автобусе, за полтора часа. Как мне пояснил их гид — с ними лучше все делать заранее. Мы тепло попрощались с нашей хозяйкой, вызвали online-taxi и тоже приехали на вокзал.
Возле вокзала разбит очень красивый сквер Бурхануддина Маргинани — как гласит мраморная плита: по указанию бывшего президента И.Каримова. В центре его в беседке находится большой Коран из белого мрамора.
А на углу сквера — памятник с музыкальными инструментами, как в Коканде. На ул.Хиебон возле вокзала начинается вполне современный квартал и строятся новые дома.
Возле этого сквера в магазине мы купили самое дешевое мороженое в Узбекистане — за 500сум (3.5руб)!
Вокзал хоть и небольшой, но красивый, как это всегда в Узбекистане, а внутри вокзала — красивый расписной потолок.
В целом в Ферганской долине мы были всего четыре дня, осмотрели только три города — Коканд, Маргилан и Фергану. Мне здесь понравилось — особая неспешная атмосфера, приветливые люди, туристов немного. Хотелось бы приехать туда на бОльший срок, обосноваться, например, в том же Маргилане или Коканде и неспешно объехать небольшие города долины, каждый из которых имеет свой колорит. Дальше нас ждал Ташкент.
- Удонтхани, Паттайя, Бангкок - 29.08.2021
- Древняя столица Луангпхабанг и новая столица Вьентьян - 27.08.2021
- 2. Сиануквиль — отдых у моря - 22.01.2021