7. Остров Палаван. Эль Нидо

Даты поездки 23 февраля — 23 марта 2017г. (Остров Палаван 11 — 16 марта)

Летели сначала вдоль острова Себу, затем над морем, а потом начались острова. Потихоньку снижались и, наконец, самолет зашел прямо с моря и мы приземлились на взлетную полосу. Вышли из самолета, нас посадили на потрепанный джипни и подвезли к постройкам аэропорта с крышами, покрытыми пальмовыми листьями, больше напоминающим хижины. И тут нас встретили песнями — группа женщин в возрасте, в повязанных парео в качестве юбки, не очень бодро затягивала песню при каждом рейсе джипни, подвозящем пассажиров — почти как на Гавайях, разве что цветов на шею не повесили! Но зато в хижине был накрыт стол — чай, кофе, местные пирожные на основе риса, мы все попробовали, пока выгружали багаж. Мы взяли наши чемоданы (тут бирки у нас проверили, единственный раз за всю поездку), пошли к выходу. И тут началось самое интересное…

Себу сверху

Острова

Приземляемся...

Приземляемся…

Встреча в аэропорту

Здания аэропорта

Там возле хижин стояло несколько трициклов, они загрузились пассажирами и уехали. Остался один мужчина-«главнокомандующий», он озвучил цену за проезд — 500 песо до поселка, что нам показалось дороговато, я читала про 200. Народ стоит, все чего-то ждут, и мы в недоумении — чего ждать, даже торговаться не с кем. Мы немного постояли и пошли пешком в том же направлении, куда уехали трициклы, но нас пытались остановить, объясняя это тем, что нельзя, не положено. А мы идем напролом, на нас махнули рукой. Оказалось, что эта грунтовая дорога к выходу с территории аэропорта идет по краю летного поля, до ворот больше 1км. Идти по  ней с чемоданами тяжело. Навстречу нам проехало несколько трициклов, видимо, пропустили «прикормленных». Потом к нам подъехал мотоциклист, стал что-то говорить, махать руками, вроде что надо быстрее, мы опять не понимаем, в чем дело.

Посадка в самолет

Оказалось, что все замерли в ожидании отлета обратного рейса нашего самолета. Пока мы шли, самолет загружался, готовился к отлету. Вдруг охранники впереди у ворот забегали, стали что-то кричать,  прибежали к нам, схватили наши чемоданы и заставили бежать к шлагбауму у ворот.

Дорога вдоль взлетной полосы

Мы-то не знали, что самолет выруливает на взлетную полосу, разворачиваясь прямо у ворот, и находиться в это время на этой территории нельзя.

Ворота в аэропорт

У ворот

Загрузка в трицикл

Мы кое-как успели добежать до ворот и все, включая охранников, хохотали — вот уж повеселились. А я представила, чем бы обернулось для нас такое нарушение в России — минимум крупным штрафом! Вышли за пределы аэропорта, а там стоит много пустых трициклов. Быстро сторговались за 100 песо до Эль Нидо, загрузились. Дальше идет отличный асфальт, только у самого аэропорта плохая дорога. Домчались за 15 мин, заплатили водителю даже 150 песо — за перегруз, все-таки нас было трое с чемоданами!

Чем известен городок Эль Нидо

Городок Эль Нидо находится на самом севере острова Палаван. Его население — около 30тыс.человек. Получил известность благодаря красивым известняковым скалам и островам. Они подобны тем, которые можно найти в бухте Халонг во Вьетнаме, Краби в Таиланде, где мы уже были, Гуйлинь в Китае, поскольку все они являются частью Зондской тектонической плиты. Ради этих скалистых островов и песчаных пляжей сюда едут туристы. Кроме того, здесь очень богатая подводная флора, поэтому расположен крупнейший морской заповедник на Филиппинах, на северо-западной оконечности острова Палаван, в его состав входят территории курорта Эль Нидо и соседнего городка Тайтай.

Ricgem place

Забронированный нами отель Ricgem place находится в относительно тихом переулке, кончающемся тупиком. Относительно тихом, потому что и здесь ухитрялись проезжать трициклы со страшным грохотом. Отель состоит из двух зданий по обеим сторонам переулка. Комнат довольно много. Тут же стоит огромный автомобиль хозяина, глядя на него непонятно, как он ухитряется выезжать из столь тесного переулка, но мы однажды присутствовали при этом — это ему удается! Хозяин Ричард и его сын Джастин очень доброжелательны, сами следят за порядком и сразу решают все проблемы. Ричард — бывший моряк, ходил на греческих кораблях и бывал в России.

Автомобиль хозяина

Переулок

У нас была небольшая комната на троих на нижнем этаже, выходящем как раз на дорогу. А перед комнатой было место со столиками, типа террасы, хорошо, что есть где посидеть снаружи, потому что комната, конечно, была тесновата для троих. Снаружи есть где просушить белье, но здесь большая влажность, сохнет все плохо. В комнате нет холодильника, шкафа, есть только немного полочек. Кондиционер довольно шумный, есть и вентилятор — без них в комнате душно. Чайника тоже нет, по утрам чай-кофе в столовой бесплатно, завтрак за 100 песо можно заказать, по выбору рис с мясом, яйцо, кусочек арбуза. Интернета временами нет, временами терпимый, чаще очень слабый — как и везде в Эль Нидо. Рядом есть магазин, булочная и банк с банкоматом. В один из вечеров электричество исчезло во всем поселке, кругом включили генераторы, но в нашем отеле все было без проблем. Персонал очень приветливый, мы просили нам сварить купленные яйца, сладкий картофель батат, разогреть заваренную кашу — все делали с охотой. Возле геста почти всегда дежурили продавцы жемчуга.

Загрузка джипни

Местный рынок находится на расстоянии 1-2 км по дороге к пляжу Корон-Корон (20мин пешком, на трицикле 50 песо), рядом с которым 2-х этажный магазин, где есть все, кроме продуктов. Качество одежды в нем не очень. На рынке цены такие: бананы 50 песо, манго 100, огурцы, помидоры — 60-80, торгуйтесь, дают скидку.

Витрина магазина

Заправка

В районе рынка стоит что-то вроде небольшой электростанции. Рядом с рынком и за заправкой находится автостанция, от нее можно доехать до столицы Палавана города Пуэрто Принцесса. Расписание одной компании-перевозчика Cherry на фото ниже.

Автостанция

Расписание Cherry

В кафе и ресторанах Эль Нидо везде дорого, 200-300 песо за блюдо. В первый вечер искали рекомендованный в интернете ресторан El Nido corner (он в конце береговой линии, справа, если смотреть на море), оказалось что там цены 250-300 за порцию. Ищите местные едальни —  там еда по 40-60. Их можно найти, в основном, свернув с главной дороги вдоль моря, где все для туристов. Недостаток в столовых для местных (главный для нас) — там часто все остывшее. Один раз просили подогреть котлету, оказалось, что у них нет микроволновки, нам грели в кипящем масле на сковородке. Хотя и на главной туристической улице есть одно кафе, где почище чем в местных едальнях, там все горячее и стоит примерно 100 песо. В центре возле школы и стадиона есть рынок, ориентирован он больше на туристов — можно купить сувениры и самые необходимые предметы из одежды и обуви, в том числе есть и водонепроницаемые сумки (для морских прогулок), но нам они были не нужны. Другой рынок, который менее туристический, находится по дороге к пляжу Корон-Корон. Городок активно строится, скоро там будет еще больше отелей, хотя и сейчас туристов очень много.

За забором из циновки строится новый отель

До пляжа Корон-Корон (где виден закат) идти недолго, от отеля 2-3 км по хорошей дороге, немного дальше рынка и заправки. С другой стороны дороги — школа. Не думайте, что это дорога в джунглях, по обеим сторонам дороги дома. Надо дойти до этого указателя Sunset bar и спуститься к морю. Напротив находится остров Геликоптер. В первый вечер мы специально пошли туда к закату, но солнце садилось в тучи. И так было каждый вечер…

Указатель

Пляж Корон-Корон

На этом пляже очень мелко, особенно в отлив. Когда мы на нем отдыхали, нас пригласили в дом местного рыбака, посмотреть красивый вид. У него в доме есть электричество и вода — на улице. А больше практически ничего нет — только куча тряпок на полу.

Дом рыбака

Дом рыбака с моря

Дальше этот пляж переходит в пляж Лас-Кабанос (по имени крутого отеля) или Маримегмег. Туда можно пройти по дороге или с моря обойти небольшой скалистый мыс по камням, там купаться лучше, не так мелко. Вода в марте освежает, по ощущениям градусов 26-27, не больше. Совсем не так, как в Таиланде — будто в теплую ванну погружаешься, здесь можно и замерзнуть, находясь долго в воде. На пляже ходят «коробейники», предлагающие бижутерию, якобы из настоящих кораллов и жемчуга, уверяя, что это бренд «Pandora». Магазины этого бренда мы встречали в ТЦ Robinson. Эти коробейники довольно навязчивы — подходят несколько раз одни и те же. Цену легко снижают в несколько раз, даже если вы не торгуетесь.

У этого забора на пляже Лас-Кабанос мы обычно располагались

Пляж отеля Лас-Кабанос

Зип-лайн на остров

За отелем Лас-Кабанос берег резко поворачивает налево, но и дальше можно идти по берегу, народу там нет почти совсем.

Вид на пляж Лас-Кабанос

Даже возле берега можно увидеть стайки красивых полосатых рыбок. Мы сходили по отмели на островок, напротив Лас-Кабанос, куда доходит зип-лайн.

Рыбки

В Эль Нидо есть и «Парк развлечений» с небольшим колесом обозрения, примерно возле заправки. Вечером здесь местный люд играет в азартные игры.

Парк развлечений

Так ездят местные

Водители трициклов без конца предлагают свои услуги, но дойти пешком до пляжа Корон-Корон легко. От Эль Нидо до Лас-Кабанос просят 150 песо, едут за 100, обратно до рынка мы, торгуясь, ездили за 50.

Улочка Эль Нидо

Хижины вдоль дороги

Двор с водопроводной колонкой

Возле школы обязательно висит плакат с поздравлением лучшим выпускникам.

Школа

Им гордится Эль Нидо

На Филиппинах продают много сэконд-хенда. Напротив рынка есть очень недорогая едальня, возвращаясь с пляжа мы там ели примерно за 120-150 на троих. Несмотря на очень скромную обстановку, в ней довольно чисто. Местные покупают в ней еду на вынос. А на рынке мы покупали фрукты и овощи.

Местная столовая

Обед

Обратная дорога с рынка

Так ездят местные

Один раз мы съездили на морскую прогулку, выбрали тур С, как самый продолжительный. Тур брали в отеле, у хозяина Ричарда есть свои лодки, это один из факторов, почему я выбрала именно этот отель. Ричард сделал нам хорошую скидку, заплатили мы по 1000 песо с человека (обед входит в стоимость), экологический сбор 200 песо тоже можно заплатить в отеле.

Посадка на лодку

Туры везде уже подорожали, такие цены в рекламах на улице: А-1200, В-1300, С-1400. Лучше иметь обувь для воды — «аквашузы», чтобы не поранить ноги. Гид предупредил, что за борт ничего нельзя выбрасывать — здесь национальный парк. Первая остановка — на острове Геликоптер (Вертолет).

Остров Геликоптер

Впереди - спрятанный пляж Hidden beach

Впереди — спрятанный пляж Hidden beach

Во время плавания команда готовила обед на гриле. Обед был отличный, всем хватило, хотя нас было человек 20: рис, овощи, креветки, мидии, курица, свинина и большая рыбина на гриле, а также вода и напитки. Во время прогулки мы познакомились с семьей Барейшис из Литвы, которые остановились в нашем же отеле.

Команда накрывает на стол

Накрытый стол

Тур был отличный, много остановок в красивых местах. Я рискнула поплавать только два раза — на секретный пляж и под конец, там где под водой кораллы. В секретный пляж можно попасть через небольшой проход, гиды помогают его проплыть. Там маленькая лагуна, довольно глубокая временами, с кораллами и рыбками, в лагуне собирается куча народу и очень маленькая полоска песка на берегу. Хорошо иметь водонепроницаемый фотоаппарат или чехол, у нас такого тогда не было и снимков нет.

Народ плывет к отверстию в скале

За проходом - секретный пляж

За проходом — секретный пляж

Под конец прогулки был самый красивый снорк на коралловом рифе, который резко обрывается и начинается темная глубина — выглядит немного жутковато. Кораллы и их обитатели великолепны — не передать словами, они так близко, что все видно с лодки.

Кораллы

Рядом - глубина

Рядом — глубина

А вот на остров с заброшенным монастырем, похоже, больше не завозят, во всяком случае, так мне объяснили. Теперь туда можно только паломникам.

Заброшенный монастырь Matinloc shrine

На обратном пути по плану должна была быть еще одна остановка на снорк, но надвигалась большая темная туча и все дружно запросились домой. Шли обратно под сильным дождем и ветром.

Надвигалась туча

Ливень

Под ливнем

Под дождем в лодке, несмотря на навес, все промокли до нитки и под порывами ветра было холодно, все продрогли. Так что хорошо бы иметь какую-то накидку или что-то чтобы закутаться. Пока ехали, дождь кончился и сразу стало теплее. Команда  быстро сварила нам горячий кофе и это было очень кстати! Наш гид на туре был наверное самым лучшим — веселый, дружелюбный, много рассказывал, помогал, следил за всеми. Так что этот тур, именно у Ричарда, рекомендую. к нему наверняка можно присоединиться, проживая в другом месте.

Наш гид

Приплыли назад

Пляж Эль Нидо

В самом Эль Нидо на пляже везде стоят лодки и грязновато, в одном месте мы видели сток ручья в море, явно канализационного происхождения. Но видели, что народ и здесь купается.

Вечером

На закате

Дорожка вдоль моря до кафе

Пляж ночью

Когда поняли, что закат на Корон-Короне — а именно как солнце садится в море, все равно не увидеть из-за туч, гуляли по вечерам вдоль моря в поселке. Однажды посидели на закате в баре «Makulay beach bar» на краю пляжа, если идти направо, у самого поворота. Очень приятное кафе, можно посидеть на втором этаже и смотреть на море, но цены на еду для нас дороговаты. Во время happy hour с 17 до 18.30 скидка на напитки (два пива по цене одного). Играет музыка, горят свечи, атмосфера очень приятная.

Кафе у моря

В Эль Нидо есть канопи — канатная дорога, проходящая между скалами и выходящая над скалой к морю. Мы ее нашли, возвращаясь вечером с пляжа Корон-Корон. Узнали ее стоимость, 450 песо — дороговато и только поэтому не сходили туда. Возвращаясь с морской прогулки, мы рассмотрели выход канопи со стороны моря.

Выход канопи на скалу, возвышающуюся над красной крышей

Мы были в Эль Нидо во время 101 годовщины его основания и по этому случаю там был праздник, продолжающийся 3 дня подряд. Улицы возле центра и арены украсили флажками, вокруг шла всякая уличная торговля. Местные макашницы со всякой снедью что-то жарили, варили.

Местные красавицы, участвующие в конкурсе красоты

Улица, украшенная к празднику

Мэрия

Один из главных спонсоров праздника — производитель рома Тандуай.

Столы для жюри

Праздник проходил с размахом — каждый вечер проходили всякие конкурсы — красоты, танцев, соревнования. Народ активно участвовал.

Конкурс танцевальных коллективов

Как добраться из Эль Нидо в Пуэрто Принцессу

В Эль Нидо мы были 4 дня. Как всегда, только мы все разведали, подошло время уезжать в Пуэрто Принцессу, столицу острова Палаван. К сожалению, путешествие по Филиппинам неумолимо подходило к концу — здесь можно без визы находиться только 30 дней. Рядом с рынком, за заправкой находится автостанция, от нее можно доехать до Пуэрто Принцессы. Автобусы есть белые — Cherry и зеленые — RoRo, есть еще и минивэны. Хозяин гостиницы Ричард посоветовал нам белые, как более комфортабельные. Рейсов много, можно уехать практически в любое время. Утром доехали на трицикле до автостанции за 50 песо, купили билеты на 9-часовой автобус Cherry за 450 песо, хотели доехать пораньше, ведь дорога теперь уже не такая плохая, как была раньше (о чем писали в интернете) — уже везде проложили асфальт.

На автостанции

На небольшие расстояния можно доехать и на таких джипни. Их переделывают из коротких армейских автомобилей, разрезая их поперек, потом удлиняя и всячески украшая. Это фишка Филиппин.

Джипни по маршруту Эль Нидо - ТайТай

Джипни по маршруту Эль Нидо — ТайТай

Пока ждали отправки, я составляла коллекцию трициклов Эль Нидо из тех, что попадались на глаза — «представлены» все мировые бренда автопрома. Преобладает все-таки Toyota. Каждый трицикл имеет личное имя на ветровом стекле. Их фото — ниже.