4. Коканд

Даты поездки 21-23 сентября 2019г.

До Коканда нам ехать нам надо было на поезде, без пересадки. Даже самый оптимальный выбранный мной вариант был не слишком удачный — на поезде 393*ФА, отправление из Самарканда было в 7:44, прибытие в Коканд в 16:48. Поскольку ехать предстояло долго, взяла купейный вагон —  к тому же здесь он недорогой 1418руб., даже несмотря на то, что покупала я на сайте РЖД. Надеялась, что будем в купе втроем, но надежды не оправдались — одно место в нашем купе было уже занято пожилым узбеком, который ехал в санаторий и выходил только на станции Поп перед самым Кокандом. Поезд был самый обычный, старый, с грязными окнами, но горячая вода была, и проводники приносили чай в стаканах с подстаканниками. В Ташкенте поезд прибывает на Южный (Janubiy) вокзал, откуда идут поезда в Ферганскую долину. Поезд стоял минут 40, можно было купить мороженое или зайти в кафе на территории вокзала, поесть горячего — по перрону ходил «зазывала». Мы погуляли по территории (выходить наружу, за забор, конечно, нельзя было).

После Ташкента смотреть за окно стало интересно — начался промышленный район Ангрен, потом горы и минут 20 ехали по туннелю через Камчикский перевал. По вагонам проводники не ходили, шторы не опускали — читала и про такое, все было, как обычно. Еще некоторое время ехали по горной местности, а потом началась Ферганская долина — сплошные сады.

Возле Ангрена

Пейзаж

Мостик

После перевала

Вокзал в Коканде был украшен флагами. Неделей раньше в городе проходил Международный фестиваль народно-прикладного искусства, следы его нам попадались на глаза постоянно.

Вокзал Коканда

В Коканде я бронировала однокомнатную квартиру через Airbnb, поскольку особого выбора на сайтах бронирования почему-то не было — во всяком случае бюджетных хостелов и гестхаусов не нашлось. Бронировали мы 2 ночи, обошлось это в 92$, а неплохая гостиница «Коканд» в центре обошлась бы нам еще дороже. Даже регистрироваться мы здесь не стали — вроде 3 суток в стране можно быть без регистрации, а перед этим в Самарканде регистрация у нас была и дальше в Маргилане  тоже был забронирован гестхаус, а значит нас должны были зарегистрировать. Хозяйка квартиры, молодая девушка Камила, обеспечила нам встречу на вокзале и водитель быстро довез нас до нужного адреса.

Бывшая однокомнатная квартира в стандартной пятиэтажной панельке была переделана так, что пятиметровая кухня стала спальней, а балкон и часть комнаты превращены в кухонную зону. В спальне, естественно, помещалась только 2-хспальная кровать, а в комнате был диван, так что мы втроем хорошо разместились. В ванной был душевой уголок и все необходимое, вплоть до зубной пасты. На кухне тоже была вся посуда. Квартира находится не так далеко от центра. Рядом на улице Эмира Тимура был отличный супермаркет «Benazir», и там было все, кроме алкоголя, мы купили продуктов на завтрак и пирожных к чаю. Напротив супермаркета — остановка автобусов, по городу ходят маршрутки всего по 1тыс.сум. Мы устроились и пошли искать кафе, чтобы поужинать. В этом районе рядом находится кольцевая дорога — ул.Моворауннахр (на других картах она называется ул.Уста-Бозор), на которой сконцентрированы всякие автомойки и магазины запчастей. Нас направили в кафе «Evos» на этой улице, но Карл-Хайнц увидел шашлычную и сказал, что он будет ужинать здесь — он большой любитель шашлыка. Но появилась проблема — в этой шашлычной не было пива. Спросили, где можно купить, нам подсказали, где магазин с алкоголем — неподалеку от супермаркета «Benazir». Так что мы сначала сходили в него, вернувшись назад, купили там пива и вина, потом снова пошли к шашлычной. Кроме шашлыка там ничего практически не было, так что мы оставили нашего друга и пошли искать другие варианты. Чуть поодаль нашли отличное недорогое кафе «Milliy taomlar» (переводится как «местная кухня»), в котором был и шашлык и другие блюда, там мы и поужинали, очень вкусно и недорого.

Кафе «Местная кухня»

Ханский дворец в Коканде

Немного истории : Коканд по среднеазиатским меркам совсем молодой город — он был возведен в 1709 году среди болот на месте древнего Кувакенда, известного с 10 века города на Великом Шёлковом пути. На пике могущества Кокандское ханство было страной размером с нынешнюю Турцию, с мощными линиями укреплений по границам, с крепким ядром-метрополией в Долине, и своеобразным триединством народов — кочевых узбеков, оседлых сартов и горных киргизов. Когда сюда пришли русские, то сам Коканд  чиновники сочли неблагонадёжным и построили новый губернский город в стороне — Новый Маргилан, потом Скобелев, теперь — Фергана. Однако будучи лишь уездным центром, с населением 87 тысяч человек к началу ХХ века Коканд оставался экономическим сердцем Долины и вторым по величине, после Ташкента, городом всей Средней Азии. Настоящий экономический бум пришёл сюда к началу 20 века, а поначалу русские в Коканде были представлены лишь гарнизоном, расположившимся прямо во дворце Худояра. За свое недолгое правление Худояр всё-таки построил выдающийся памятник, которым восхищались ещё царские офицеры — свой дворец. Самое красивое — это дворцовый фасад, на его отделке расцвёл и город гончаров Риштан. Первоначально дворец окружали внешние стены, и ещё одна стена охватывала двор перед главным входом, все они украшены керамическими изразцами.

С утра, а было воскресенье 22 сентября, мы и отправились смотреть эту главную достопримечательность — дворец хана Худояра, последнего правителя Кокандского ханства. Его строительство начато еще до рождения Худояр-хана, а закончено в 1871 году, перед присоединением Туркестана к России. Дворец и сейчас занимает довольно большую площадь, хотя теперь это только два двора и 19 комнат, а раньше он состоял из 7 основных построек (двор приемов, тронный зал, двор министров, монетный двор, ханский двор, двор принцев, гарем) с собственными дворами.

Фасад Ханского дворца

Оказалось, что главный вход на реставрации. Кроме того, здесь это был День памяти афганцев и как раз перед главным входом проходила церемония памяти погибших и чествования участников.

Ветераны

Дворец

Поэтому к главному фасаду мы даже не подходили.

Анютины глазки

Билет во дворец стоит 15тыс. Главное украшение дворца после фасада — конечно же, расписные потолки, оформляли которые скорее всего те же риштанцы и кашгарцы. Во дворце небольшие министерские кабинеты, теперь в них размещена этнографическая экспозиция, запомнились ткани —  раньше именно Коканд, а не Маргилан, был столицей ферганских шелков. В одном дворе растет деревце граната, в нескольких комнатах есть даже картинная галерея. Около часа побродили по дворцу, посещая различные экспозиции. При Советской власти, уже в 1925 году, дворец стал музеем, а на месте внешней Урды разбили Парк имени Мукими (один из первых узбекских писателей европейских жанров),

Деревце граната

Потолок

После посещения дворца прошлись по большому парку перед дворцом — это парк им.Мукими, где работают фонтаны и очень красивые клумбы, на которых в основном высажен главный цветок Коканда (они растут по всему городу) — анютины глазки. Каких тут только нет! В парке к нам подъехал на велосипеде пожилой мужчина, похожий на старика Хоттабыча и вступил в длительную беседу, задавая стандартные вопросы: откуда мы и как нам здесь нравится. Он сказал, что раньше он много где был в Советском Союзе, словом, подтвердил мнение об общительности кокандцев.

Местный житель

Парк перед дворцом

Затем мы направились к Джума-мечеть, теперь это музей. Вывески в Узбекистане — смесь русского, английского и узбекского языков на кириллице и латинице.

Улица

Шли мимо канала Кокандсай к ориентиру — высотке Национально банка, откуда свернули на ул.Хамзы.

Канал

Напротив мечети в парке увидели скопление мужчин, оказывается мы набрели на воскресный птичий базар. Тут было довольно интересно.

Птичий рынок

Клетки

Рядом с этим сквером (сквер Чорсу, на месте старого рынка) находится современное здание театра, а перед ним скульптуры всяких древних знаменитостей.

Скульптуры

Театр

А справа, дальше от театра были видны голубые купола огромного медресе Нарбут-бия (1799). Нарбут-бий — это здешний хан, современник нашей «матушки Екатерины», при котором Кокандское ханство тихо богатело на торговле, не выходя за пределы Ферганской долины. Там же расположено старое узбекское кладбище с огромном количеством захоронений и мавзолеев, в том числе кокандских ханов. Мы в ту сторону не пошли — не сложилось, хотя наверное стоит, просто уже устали от всяких медресе и мавзолеев. Пока мои спутники рассматривали птичий рынок, ко мне подошла одна пожилая женщина, расспросила откуда я и настойчиво приглашала в гости, я вежливо отказалась, сославшись на то, что я здесь с друзьями.

Джума-мечеть и Риштан

Перейдя дорогу мы пошли к мечети. Мечеть построена в 1809-1812 годах и характерна для стиля Ферганской долины: айваны с деревянными резными колоннами и расписные потолки (главная достопримечательность этой мечети), минарет высотой 23м стоит внутри большого внутреннего двора. Сейчас это музей, билет стоит 15тыс. Посмотреть там есть что — здесь несколько разных экспозиций и мастерские народных ремесел.

Айван мечети

Двор мечети

Колонны

Музей

Мастерица

Можно было еще сходить к мечети Нарбут-бия и мавзолею, но как-то уже устали от достопримечательностей, да и жарко было, хотелось просто наблюдать местную жизнь. Олег предложил съездить в Риштан, я планировала заехать туда или из Маргилана, или из Коканда. Риштан — город на юге между Кокандом и Ферганой, где в 1920-е годы была открыта и до сих пор действует большая фабрика керамики. На фабрике можно посмотреть процесс производства, а в магазине при ней купить продукцию.

Спросили у местных, как нам добраться до автостанции, нам посоветовали взять такси. Такси в Коканде оказалось удивительно дешевым — до автостанции мы доехали за 5 тыс., она находится на краю города рядом с вещевым рынком. Там стояли «дамасики» (небольшие автобусы типа нашей Газели) во все стороны, мы нашли тот, что до Риштана, заплатили по 2 тыс.сум с человека и поехали.

В Риштан

Вдоль дороги простирались в основном поля хлопчатника и, несмотря на воскресный день, на них трудились сборщики. Дорога была неплохая, ехали быстро, но все равно не менее получаса — расстояние около 40км. Проезжали поселок под названием Багдад. Одна из спутниц маршрутки расспрашивала меня о нашей поездке, оказалось что она директор школы и тоже приглашала меня в гости, обещав приготовить плов. Она ехала с вещевого рынка в Коканде, живет в каком -то поселке возле Риштана. Было бы интересно, но я понимала, что у человека всего один выходной, а еще мы бы свалились в гости…

Поля хлопчатника

Кафе «Багдад» в поселке Багдад

На въезде в Риштан

Мы хотели доехать до центра Риштана, водитель нам посоветовал выйти у музея — видимо все туристы едут именно туда. Мы вышли и увидели небольшую вывеску у дороги — мастерская Рустама Усманова.

Вывеска

Собственно это и есть музей-мастерская этого мастера. Там как раз была группа туристов немцев, их кормили здесь обедом после экскурсии. Нам тоже провели небольшую экскурсию, показали процесс изготовления керамической посуды.

Изготовление посуды на гончарном круге

Керамику расписывают вручную

За это денег не берут, но, начитавшись перед поездкой об уникальности изделий местных мастеров, я решила купить что-то на память и мы стали рассматривать изделия на продажу. Цены здесь высокие, качество самой керамики наверное чуть выше, чем у «фабричной штамповки», во всяком случае стенки тоньше, так что я выбрала небольшую пиалу за 5 $, а Карл-Хайнц сказал, что сделает мне подарок и заплатил. Затем мы вышли на улицу, направились к некоему подобию рынка, рассчитывая найти кафе. По дороге увидели магазин с керамикой, в которой оказались уже не авторские работы, а керамика по очень недорогим ценам, даже большие ляганы стоили примерно 30-40тыс.сум. Здесь Олег купил себе пиалы — сразу скажу, что это был самый недорогой вариант. Позже, в Фергане и Ташкенте он еще покупал для своих друзей такие пиалы, но уже дороже.

В магазине

Риштан, как мне показалось, представляет из себя одну длинную улицу, почти все дома на которой перестраиваются — кругом кучи стройматериала.

Улица Риштана

Риштан

Искать здесь кафе и гулять нам что-то больше не захотелось, как раз подошел «дамасик» — его можно остановить в любом месте на дороге, мы сели в него и поехали назад в Коканд. У автостанции взяли такси и стали объяснять водителю, что нам надо в кафе «Milliy taomlar» на той улице, где автомойки и магазины запчастей. Он нас понял и довез, куда надо.

Шашлычная

Сначала мы купили пиво в киоске чуть поодаль от кафе (в кафе пива нет, только чай!), потом заказали обед  — плов, салат, шашлык за 52тыс. + 12тыс. за пиво.

Обед

Вечером снова направились на прогулку в центр с целью посмотреть русское наследие — дома периода русского освоения Туркестана — постройки конца 19 — начала 20века. Они в основном находятся на улице Турон, которая ведет от вокзала ко дворцу Худояра.

Улица Турон

Часто нам встречались группы мужчин, играющих в нарды или другие игры. Мы их назвали для себя «мужскими клубами».

Мужской клуб

Этот район архитектурой больше напоминает среднерусский губернский город, чем среднеазиатские махалли.

Дом на ул.Турон

Разве что иногда попадающиеся навстречу женщины в хиджабах напоминали нам, что мы в Узбекистане.

На улице Турон

Педагогический институт

Кафе

Самые красивые дома стоят у начала  улицы Истиклол, она же бывшая Советская, а ещё раньше это был Розенбаховский проспект.

Дом начала 20в

На улице Турон

Русский дом

Главный ориентир — городской хокимият (мэрия). Здесь целый ансамбль в стиле модерна: особняк купцов Вадьяевых 1911 года постройки и напротив него — бывший Русско-азиатский банк, теперь это Агробанк. Русско-Азиатский банк едва ли не самое необычное здание этого ансамбля, построено в 1910 году. При российской правлении евреи и армяне очень быстро перехватили торговлю хлопком, превратив Коканд в биржевой и банковский центр Туркестана.

Хокимият

Дом напротив

Отель «Коканд»

Особняк Вадяевых

Русско-азиатский банк

Площадь на пересечении ул. Истиклол и Турон

Вообще, кто очень интересуется подробностями, рекомендую почитать в ЖЖ посты блогера Varandej — очень много у него об Узбекистане написано, особенно об истории и сохранившихся памятниках, подробнее, пожалуй, нет ни у кого.

Затем по улице Истиклол мы прошлись до ханского дворца, по дороге увидели здание банка Асака и сняли деньги в банкомате (у него самая низкая комиссия), зашли за пирожными в магазин «Макро», возле него взяли такси и за 5тыс. доехали до дома.

Банк «Asaka»

День был очень насыщенным, Коканд мне очень понравился. Город очень благоустроенный, красивый, а к прошедшему недавно фестивалю много что было приведено в порядок. Мы были в Коканде практически один день, главное коротко осмотрели, и я бы не прочь была в нем задержаться еще на день. Но маршрут был четко распланирован и следующим утром нам надо было ехать дальше — в Маргилан.

Утром сдали квартиру хозяйке. Она удивилась, что мы едем в Маргилан на поезде — это всего около 100км и все ездят на автобусах, тех же «дамасиках». Поезд я выбрала ради удобства — сидеть скрючившись целый час тоже мало удовольствия и билеты купила заранее на сайте РЖД. Наверное, это была моя ошибка, поездка на поезде, вернее всякие процедуры досмотра занимают больше времени. На такси доехали до вокзала за 10тыс. Приехали мы, как всегда, заранее, чтобы пройти регистрацию, но на площади перед вокзалом никого не было, в кассах тоже. Так что заранее на это направление покупать билет точно не стоит. Время у нас еще было — погуляли по привокзальной площади, где установлено несколько разных памятников — один явно времен расцвета социализма, еще какая-то непонятная скульптура и памятник национальным музыкальным инструментам.

Памятник музыкальным инструментам

В зале ожидания мы были практически одни. Подошел поезд 060ФА и через 40мин мы были в Маргилане.