2. Острова Панглао и Бохоль. Город Тагбиларан

Даты поездки 23 февраля — 23 марта 2017г. (Остров Панглао 25 февраля — 3 марта)

Впереди нас ждали Филиппины. Это островное государство в Тихом океане, где более чем на 7 тыс. островов проживает около 100 млн. человек. Большинство из 100 млн. проживает в Маниле, городе, который на самом деле является гигантским мегаполисом, получившимся от слиянием нескольких больших городов. 11 млн. филиппинцев живет в других странах, занимаясь неквалифицированным трудом. Филиппины были открыты Фернаном Магелланом в 1521 году, который был португальцем, но на службе короля Испании. Религия — католицизм (наследие испанского владычества), один из государственных языков — английский, последствие того, что почти 50 лет Филиппины были частью США, после освобождения от Испании в 1899 году. Это, в общем, очень удобно, говорят по-английски, конечно, не все, но большинство и все надписи на нем и поэтому понятны. Полную независимость они обрели после Второй мировой войны. Мы запланировали посетить только 5 островов, ну и несколько мелких по пути.

Через два часа полета из Макао мы уже были в Маниле. Здесь нам надо было только переночевать, утром у нас был рейс AirAsia в город Тагбиларан на остров Бохоль. Прилетали в Манилу поздно, поэтому забронировали гостиницу AAM Transient рядом с терминалом 3 (куда прилетают международные рейсы AirAsia), она расположена так близко, что можно дойти пешком. Курс в аэропорту был 50.10 песо за 1 доллар, поменяли только 50 долларов, думали что позже, в Тагбиларане, будет курс лучше, зря надеялись. Пошли пешком от терминала Т3 до забронированного отеля — сначала прошли метров 100 на север через парковку, потом перешли Adrews-avenu, хотя перехода именно в этом месте не было, возможно он был ближе к выходу из Т3. После прошли еще метров 200, немного запутались и спросили у местных, нам подсказали, куда идти. Хотя было поздно, народу на улице было много, позже у меня сложилось впечатление, что Манила вообще не спит.

Гест AAM Transient

Гест AAM Transient находится прямо на Adrews-avenu совсем рядом с дорогой, вернее на дороге. У нас был забронирован номер Studio, при вселении сотрудница пыталась еще потребовать оплату за третьего человека, но я показала ваучер Агоды, где была указана оплата за троих. Номер оказался на четвертом этаже, куда пришлось подниматься по крутой узкой лестнице с чемоданами, лифта нет. Окно почти упиралось во второй уровень бетонной дороги Adrews-avenu и ночью было шумно. Вопреки ожиданиям, номер был небольшой, кровать для двоих, для третьего дали матрасик на пол. Кондиционер установлен внизу под окном, дул прямо на кровать. Есть телевизор, холодильника и чайника нет. В номере было мыло, зубная щетка, паста, шампунь — хотя горячей воды нет в принципе (вода не очень холодная, душ принять можно), но главное — все было очень чисто. Внизу есть кулер с водой. WiFi в номере плохой, лучше — на лестнице. Немного дороговато для таких условий, но вокруг аэропорта дешевых гостиниц нет. Рядом со входом — окно, где продают выпечку, за углом магазин 7/11, купили булочек к чаю и на завтрак.

Переночевали, утром вызвали такси Uber за 118 песо (поскольку у нас была скидка 100 руб. на первый заказ). Нам надо было в местный терминал AirAsia Т4 (рейс в Тагбиларан), ехать 5 минут. Пока ждали у входа, без конца останавливались такси с предложением подвезти, проезд на белых такси обходится недорого, можно было не заказывать Uber. Терминал Т4 — скромный, домашний, для внутренних рейсов, быстро зарегистрировались. В туалете была подробная инструкция по мытью рук, после встречали ее часто. Помню, первый раз увидела такую в Сингапуре и была удивлена, теперь уже не удивлялась.

Инструкция по мытью рук

Покидая Манилу, знали, что еще вернемся сюда на обратном пути и немного познакомимся с этим огромным городом — даже с самолета не видно его края.

Манила

Через час с небольшим приземлились в Тагбиларане, главном городе острова Бохоль. Живописный вид Бохоля сверху как-то больше понравился.

Бохоль

Над выходом из аэропорта приветствие — «Добро пожаловать в Тагбиларан, город дружбы».

Нас встречает дружелюбный Тагбиларан

Жители Панглао и Бохоля действительно были приветливы. Позже мы убедились, что филиппинцы вообще очень дружелюбный народ. У нас был забронирован отель на маленьком острове Панглао, который находится на юго-западе от острова Бохоль и связан с ним мостом. Там находятся пляжи и отели. Возле аэропорта мы взяли трицикл (местное транспортное средство) и за 150 песо доехали до ТЦ BQ в городе Тагбиларане, чтобы купить продукты. Поскольку отель у нас был без завтраков, но с кухней, мы решили готовить еду, хотя бы завтраки и ужины. Кое-что из продуктов мы взяли с собой (благо сейчас на S7 можно иметь багаж весом до 23кг): сыр, масло, гречку, сухое молоко. Нужно обязательно брать чай — здесь он дорогой. А вот любителям кофе 3*1 здесь будет рай — такие пакетики кофе продают на каждом шагу. И почти во всех магазинах и пекарнях есть автоматы с кофе и какао.

ТЦ BQ

В каждом городе на Филиппинах своя модель трицикла, дешевого общественного транспорта на базе мотоцикла. В Тагбиларане они такие, как на фото ниже и на каждом — надпись о боге. И на всех есть надпись — «For Hire» (на заказ), так что с любым можно договориться о поездках.

Такая модель трициклов на Бохоле

Надпись на трицикле

Bohol Quality mall

Внизу в ТЦ BQ можно оставить на хранение чемоданы, заплатив при этом 50 песо за место, но выданные при этом квитанции принимаются при расчете за покупки, так что хранение обошлось нам бесплатно. Накупили мы продуктов и фруктов на 1424 песо, почти на все 5 дней. Цены на продукты примерно такие же, как у нас. Единственное, что значительно дороже — морковь, лук и картошка — примерно 100 песо за 1кг, можно было бы взять лук из дома, я читала об этом, но забыла. Вместо картошки купили местный аналог — видимо, батат, сладкий картофель, здесь он называется камот. Мясо и полуфабрикаты из него — недорогие, а вот рыба не дешевая для страны, со всех сторон окруженной морями, скумбрия по 170 песо за 1кг. Купили и всяких местных овощей для пробы, из которых готовили овощное рагу. Папайя дешевая и вкусная, несмотря на зеленый цвет снаружи, внутри она была ярко оранжевая и сладкая, без семечек. Арбузы по 35 за 1кг, ярко-красные, но не сладкие. Проблема Филиппин — очень медленный расчет на кассе, а если по карточке, то еще дольше, да еще и паспорт надо предъявить. Проблемы со счетом у народа серьезные, замечены неоднократно, от 50 отнять 47 — считают на калькуляторе. Может, конечно, и у нас уже молодежь так же считает? Вообще ТЦ BQ неплохой, можно купить что нужно. В нем же поменяли деньги, здесь курс оказался всего 49.50 за доллар. Олег позже был и в другом ТЦ Island city mall — тот даже больше и рядом есть большой рынок. Пообедали наверху на фудкорте и попытались найти такси до забронированного отеля Alona Swiss Resort на Панглао, хотелось доехать с комфортом, да и нагрузились хорошо. К сожалению, все водители просили 500 песо, мы решили что дорого, так что в конце концов мы снова загрузились на трицикл с чемоданами и пакетами, водитель согласился нас довезти за 250 песо. BQ молл находится недалеко от моста на остров Панглао, но до отеля Alona Swiss ехать оказалось довольно далеко, около 20 км. Благополучно доехали, ничего не потеряли — у каждого водителя есть в запасе веревки для укрепления багажа, следует убедиться в прочности крепления, видели, как падал багаж с трицикла у других туристов.

Трицикл до отеля

В первый вечер сходили к морю, искупались, конечно, потом приготовили ужин и отметили начало путешествия по Филиппинам. Пробовали китайское вино Agila, оно оказалось редкой гадостью.

Первый ужин

Китайское вино Agila

Отель Alona Swiss Resort

Отель Alona Swiss Resort нам очень понравился. Наш двухкомнатный номер просто сразил нас — площадь комнат и кухни огромная. К тому же, ванная при каждой комнате. И еще балкон с сушилкой для белья и большим столом, где мы завтракали. На кухне — холодильник, 2-х конфорочная газовая плита, вода 20 л бесплатно. Бесплатной воды нам бы хватило на три дня, но она у нас вытекла — бутыль неплотно вставили в агрегат. Нам заменили бесплатно на новую и нам ее хватило на все 5 дней. В холодильнике пиво и напитки по нормальным ценам, дешевле чем в местных магазинах. На кухне — очень большая кастрюля-казан и совсем маленькая кастрюля, сковорода-вог, чайник, тарелки, вилки-ложки. Поскольку мы готовили еду, нам не хватало плоской сковороды для жарки рыбы и кастрюли нормального размера. У отеля красивая территория, небольшой бассейн, WiFi медленный, много розеток, адаптированных под евростандарт, уборку делали каждый день. Еще было пластиковое ведро и ковшик, они пригодились для стирки.

Территория отеля

Когда включили телевизор, оказалось, что есть даже наш российский канал НТВ! Недорогой магазин есть от отеля направо на главной дороге.

Магазин рядом с отелем

Там яйца по 80 песо десяток ( в других местах на Филиппинах они по 50-70, но на Панглао дорогие). Вода там тоже есть. И есть растительное масло в маленьких п\э упаковках по 45мл за 8 песо. При покупке пива прибавляют цену пустой бутылки — потом можно ее  сдать. По вечерам направо от отеля, с другой стороны дороги, продают свежую рыбу, дешевле чем мы купили в супермаркете.

Рыбный рынок по вечерам

Свежую выпечку покупали в пекарне Sons 2Х возле поворота к пляжу с основной дороги, с левой стороны, на другой стороне — итальянская пицца. Булочки красивые, разные, всего по 5 песо, но наверное из рисовой муки, влажные, так что покупать надо каждый раз свежие, полежат —  не вкусные. В конце поездки по Филиппинам они нам уже сильно приелись. Больше понравились те, что из песочного теста, по 2-3 песо.

Пекарня

С погодой нам повезло для адаптации, чаще было пасмурно, в один день прошел ливень, мы даже спали без кондиционера. Вообще, поскольку это островное государство, то большой жары не было. По утрам нас будили петухи с соседнего участка. Прачечная есть на главной улице, недалеко, но срок исполнения 3 дня и минимум 3кг. Так что стирали мы сами, благо сушилка большая и все высыхало. До пляжа Алона по главной дороге всего 7-10 минут неспешным шагом, с утра и перед закатом мы купались на море. С пляжа Алона вдали виден остров Сикихор.

Дорога к пляжу

Шлагбаум

Проезд к пляжу закрыт немудреным шлагбаумом, но на транспорте пропускают практически всех местных. Обычно мы ходили налево по пляжу почти до скалы.

Пляж налево

Пляж направо

На Алоне кругом лодки, лежать на песке можно сразу за территорией отеля Henann, напротив отеля почему-то нельзя, даже возле воды, охрана просит уйти — пожалуй, неприятный момент за все путешествие, в других странах такого не было. Мелко, особенно в отлив, буквально по колено, но зато там, где за полоской чистого песка начинаются водоросли, можно наблюдать звезд, медуз, ежей. Конечно, без обуви там лучше не наступать, поэтому для поездки по Филиппинам лучше приобрести «аквашузы». Направо от дороги по пляжу мы тоже однажды сходили, там меньше чистого песка, сразу в воде начинаются водоросли, можно найти морских звезд и плавать надо осторожно.

Закат

Закаты на Алоне не увидишь, надо ехать в город Панглао — главный город острова.

Морской еж

Морская звезда

Медуза

Местные жители в отлив собирают ежей и продают их икру прямо на пляже.

Продажа икры морских ежей

Что посетить на Бохоле

Тарсиеры-долгопяты и Шоколадные холмы

На третий день мы наняли машину, чтобы поехать на экскурсию по острову Бохоль, за 1500 песо, специально не искали, пока идешь с пляжа, получишь кучу предложений. В агентстве групповой тур стоит по 400 песо с человека, но нам с группой не хотелось. Экскурсия по острову заняла 5 часов, мы сами определили, что посетить: заповедник тарсиеров, лес, шоколадные холмы, разрушенная тайфуном церковь в Лобоке, старинная церковь в Баклайоне.

Тарсиер

Сначала посетили тарсиеров в заповеднике между Кореллой и Сикатуной, по отзывам там лучше, чем в другом — их на Бохоле два. Было немного народу, показали 6 зверьков, спрятанных в ветвях, днем они спят и нельзя шуметь. Все это заняло минут 20. Потом остановились в лесу, чтобы сделать фото.

Лес

На шоколадных холмах народу было очень много, без конца подъезжают автобусы. Холмы были еще зеленые, нам водитель сказал, что коричневыми они становятся в конце марта, потом апрель и май. Вход к тарсиерам и на холмы по 50 песо.

Шоколадные холмы

Город Лобок

Небольшую остановку сделали в городке Лобок, чтобы сфотографировать разрушенную тайфуном в 2013г. старинную церковь, ее начали восстанавливать. На главной площади памятник борцу за свободу Хосе Ризалю — такие памятники мы видели в любом поселке (как в СССР памятник Ленину) — на большом постаменте небольшая фигурка, чаще даже раскрашенная для достоверности.

Памятник Хосе Ризалю в Сикатуне

Памятник Хосе Ризалю в Лобоке

Церковь в Лобоке

Проехали реку Лобок с туристическими баржами, на которых устраивают круизы с обедом за 450 песо, мы ими не вдохновились и не ездили.

Река Лобок

Проезжали фермы, где выращивают бойцовых петухов. Вообще на Филиппинах — это особая страсть и возле домов всегда ходят куры и даже если их нет, можно увидеть петуха, привязанного за ногу веревочкой.

Петушиная ферма

По дороге закупили овощей и манго на местном рынке в какой-то деревне.

Джипни

Местные джипни

В Баклайоне старинная церковь 1595г. находится на реставрации, а музей в ней был закрыт на обед с 11.45 до 13.30 (вход 50 песо) и сувенирный магазин при церкви тоже.

Церковь в Баклайоне

Вход в музей

Сувенирный магазин

Позже узнали, что памятник подписания договора между испанцами и вождем местного племени тоже находится где-то недалеко по этому маршруту, но мы его не увидели, к сожалению. Рядом с церковью находится средняя школа. Лучшие выпускники — на баннере рядом со школой, и так в любой деревне. В Баклайоне рядом с церковью  тоже есть большой рынок и конечно, пекарни.

Школьный звонок

Лучшие выпускники

Поездка была замечательная, больше впечатлений получаешь за наблюдением над местной жизнью, от коротких встреч с людьми.

Остров Баликасаг

Олег пару раз ездил в город Тагбиларан на маршрутных джипни, ждать их довольно долго. А мы просто наслаждались морем и бассейном. В один из дней арендовали лодку на остров Баликасаг, зеленую лодку, под громким названием Kingdom, чтобы посноркать и увидеть морских черепах. На пляже предложений полно, цены сначала заламывают, но согласились на 1300 песо, правда, сказали, что еще надо заплатить экосбор по 100 песо и получилось 1600 за всех троих. Куда ушел этот экосбор, непонятно — нас никто нигде не останавливал, думаю, что это просто был способ дополнительно взять с нас деньги.

Арендованная лодка

Снорк возле острова Баликасаг

Возле острова Баликасаг

Выехали мы в 8.30 (хозяев лодки дожидались на пляже, они опоздали минут на 15), к обеду вернулись, гигантских черепах видели только издали. Подводный мир, рыбки, кораллы, все красиво, но на Эль Нидо потом было лучше, так что в принципе ехать не обязательно. Минус то, что ехать до острова 40-50 минут, мотор тарахтит ужасно, устаешь больше от него. Неприятное впечатление — реки мусора посреди моря.

Город Панглао

В последний вечер съездили в город Панглао, от Алоны недалеко, около 5 км. Чтобы доехать туда на трицикле за троих платили 70 песо.  В центре города есть рынок, церковь, старинная испанская смотровая башня, да и просто посмотреть на местную жизнь довольно интересно. Сеть сервисных центров на Филиппинах почему-то называется «Natasha», что там ремонтируют, мы не узнавали, но такие вывески видели почти везде.

Сервисный центр "Наташа"

Сервисный центр «Наташа»

Стрижка стоит 40 песо, в парикмахерскую была очередь.

Очередь в парикмахерскую

Цена стрижки

Офис лотереи

Филиппинцы очень любят лотереи.

Церковь Св.Августина в Панглао

Статуя Св.Августина в Панглао

Продажа дров

Вечером со всех сторон тянет дымом — многие грилят, дрова продаются в вязанках. Даже на Панглао идет сбор полиэтиленовых бутылок, но мусору кругом валяется очень много.

Сбор мусора

Реклама рома

Реклама местного рома Тандуай преследует повсюду. Ром, кстати, неплохой, купили перед отъездом, стоит очень дешево, 350мл примерно 50 песо.

Недалеко от церкви находится местное кладбище. Хоронят не так, как у нас. Могилы над поверхностью земли — в бетонных блоках и семейных склепах. И обязательно — под навесом.

Кладбище

местное кладбище

Местное кладбище

На улицах поселков и небольших городов много местных едален — «eatery». Обычно под скромным навесом стоят кастрюльки с едой, можно посмотреть, что в них, или спросить и тебе положат то, что выберешь. Чаще всего это жирная свинина прямо со шкуркой во всех видах — бульон с мясом или что-то типа рагу. Еда совсем не острая, как в других странах ЮВА, можно смело брать любое блюдо. Что плохо — часто еда уже остывшая, а микроволновок для подогрева, конечно, нет. И многие готовят еду только к обеду.

Местная столовая - eatery

Местная столовая — eatery, «едальня».

Курятину обычно продают в других заведениях, куры-гриль или кусочки, обжаренные в кляре. Довольно вкусно и недорого.

Палатка куры-гриль

Продавщицы пекарни в Панглао

Школьницы

В центре Панглао на берегу моря стоит церковь Св.Августина — это центр вечерней жизни. Рядом с ней и школа и баскетбольная площадка. Испанская смотровая башня за церковью находится на реставрации.

Церковь Св.Августина

Испанская смотровая башня

Плакат о реставрации

Знакомые нам пятиконечные звезды (иногда красные, иногда белые) на улицах вовсе не напоминание о коммунизме, они висят с Рождества.

Пятиконечные звезды висят с Рождества

Пристань

Местная жизнь, петух привязан за ногу на веревочке

Дом, в котором живут

Улица в Панглао

Школы на Филиппинах нас приятно удивили — это всегда большая ухоженная территория с игровыми площадками, часто в самом центре. В семьях обычно много детей и почти все время они проводят в школе, поэтому дети там не только учатся, но и отдыхают. И в каждом поселке висят баннеры с лучшими учениками и выпускниками школ, которые достигли каких-то успехов. Чувствуется, что ими гордятся все жители.

Вечером возле церкви

Школьники и студенты, даже высших учебных заведений, ходят в форме. Молодежь нам показалась более дружной, чем у нас — после занятий школьники всегда идут группами и часто на городских площадках готовятся к каким-то мероприятиям.

Школьники

Водители трициклов любовно украшают свои кабины.

В кабине трицикла

Следующим пунктом у нас был остров Негрос, город Думагете. В интернете смотрели расписание паромов, отправление в 10.30, в турагенстве сказали, что в 9.30. Утром 2 марта доехали на трицикле до пристани за 40 минут и 250 песо. Прибыли на пристань в 9.30 и тут выяснилось, что расписание паромов сменилось: с 1 марта отправление паромов в Думагете в 6.00 утра и 3.00 дня. Знали бы заранее — еще полдня провели бы на Алоне, могли бы еще купаться в море или бассейне. Актуальное расписание паромов, курсирующих между островами Бохоль, Себу и Негрос, можно смотреть на сайте компании OceanJet

Home

Но делать нечего, купили билеты на 3.00 дня за 700 песо (оплата принимается только наличкой). По возможности мы старались везде заплатить картой, поскольку на Филиппинах при снятии налички в банкоматах комиссия 200 песо за транзакцию. Сдали чемоданы на хранение тут же возле касс (50 песо за место), их поставили прямо на улице, под солнцем. А мы пошли гулять по Тагбиларану, зайдя в пару церквей и ТЦ BQ.

Памятник испанскому завоевателю в Тагбиларане

На центральных улицах заметили уборщиков, вообще там было довольно чисто.

Чистые улицы

В ТЦ BQ можно кое-что купить, минимальные цены такие (это то, что там было с 50% скидкой): детские футболки 150-300 песо, взрослые — 250-400 песо, джинсы 650. Раз уж мы вынужденно оказались в магазине, купили кое-что из вещей, хотя впереди предстояло еще много перемещений. Пообедали там же на фудкорте. На рыночке возле пристани купили для пробы местную сладость под названием каламай (kalamay), приготовленную из кокосового молока, коричневого сахара методом уваривания с клейким рисом или крахмалом, стоила она недорого, вроде 40 песо за баночку. Туда еще добавляют всякие орешки или мед. Эту очень вязкую массу мы съесть так и не смогли.

Продавцы каламая

Ближе ко времени отплытия вернулись на пристань, забрали чемоданы, прошли регистрацию, заплатили по 20 песо налог Terminal fee. В зале ожидания внизу было очень много народу, и там играли слепые музыканты. Поднялись наверх, красота — никого нет, вскипятили воды в нашем дорожном чайничке, попили чаю. Там есть в терминале небольшой магазин, где продают сувениры и всякий перекус. Посадка на паром OceanJet началась за 15 минут до отправления.