2. Бухара

15-18 сентября

Следующий пункт у нас был Бухара. На поезде 050Щ (отправление из Хивы в 08:57, прибывает в Бухару в 14:40) мы ехали в недорогом сидячем вагоне, ехали очень свободно – вагон был практически пустой и мы пересели на самые удобные места со столиками, в этом вагоне они находятся посередине, места 22-23. При бронировании схему вагона я не нашла. Чистые туалеты, был кулер с горячей и холодной водой, так что мы пили чай и кофе. Места 1-2 лучше не брать, там обычно сидят проводники. Прошлись по поезду – есть более комфортабельные вагоны, они подороже, там ехали в основном граждане Европы. За окном были пески, поросшие редкими кустарниками саксаула и часто вдоль дороги видны квадраты из прутьев и соломы для “пескозадержания”.
Поезда в Бухаре прибывают на станцию Каган – это пригород, до центра примерно 10км. Конечно, на нас набросились таксисты, просили много, но мы, зная примерную стоимость, стояли насмерть. В результате нашли таксиста за 20тыс.сум до забронированного мной отеля Barfina, который находится недалеко от центра.

Hotel Barfina

Выбрала я его за недорогую стоимость (всего 10$ за ночь с человека, в других городах у нас было 15$) и хороший рейтинг. Это небольшая частная гостиница с большой претензией на шикарность, кругом ковры, тяжелые шторы с кистями, есть зал для торжеств, где нам подавали завтраки, а в номерах довольно пыльно и уставшая ванная комната. Неудачно сделан душ – вода льется на пол. В общем, отель на самом деле не тянет на высокую оценку. Но ночью было тихо – он в стороне от дороги и очень неплохие завтраки. А вот днем нет чая-кофе и чайников в номерах, хорошо, что у меня был кипятильник. Завтраки очень хорошие. Отель находится недалеко от центра, пешком 15-20мин, на такси 5000сум. Такое же расстояние до городского парка с мавзолеем Саманидов и рынка за ним. Приветливый хозяин, организовал нам выезд по достопримечательностям в окрестностях Бухары за 100000сум (таксист нам предлагал за 20$) – нас возил его зять на небольшом автомобиле, куда Карл-Хайнц влезал с трудом. Недалеко есть кафе “Мелодия”, где очень хорошие недорогие шашлыки, вечером там все места заняты.
Мы вселились и пошли пешком в сторону парка к мавзолею Саманидов. До мавзолея шли через весь парк развлечений, он большой, с аттракционами, каналом, прудом. За вход в мавзолей с нас попросили деньги, точно не помню сколько – около 10-15тыс., но мы заглянули внутрь, а заходить не стали – как-то не хотелось платить, да и ничего особенного, кроме надгробий, там нет. Снаружи он очень красив, полюбовались – уцелевший памятник домонгольского периода. “Согласно историческим данным, мавзолей был возведен в 892-943 годах по приказу эмира Исмаила Самани, основателя независимого мусульманского государства Саманидов, на могиле своего отца – Ахмада ибн Асада. Позднее мавзолей стал династической усыпальницей Саманидов – всего в нём три могилы, две из которых принадлежат отцу и сыну Исмаила, третья – не опознана. Существует предание, что в мавзолее был похоронен и сам Исмаил Самани. Помимо своей исторической ценности, мавзолей Саманидов является шедевром исламской архитектуры X столетия и единственным сооружением времён правления династии Саманидов, сохранившим свой первоначальный облик”.

Потом через парк направились к центру, к крепости Арк. Возле центрального входа в парк увидели два медресе 16века Абдуллохон и Модарихон, здесь туристов не было, хотя они ничуть не хуже тех, что в центре (вход бесплатный). Затем вышли к действующей мечети Болои Ховуз, внутрь зайти не удалось, так как начиналась вечерняя молитва. Пруд возле мечети был почти высохший. Поднялись лифте на башню Шухова, заплатили по 25тыс.сум. Сверху неплохой вид на город. Подошли к крепости Арк – бывшей резиденции бухарских ханов, билеты стоят по 50тыс.сум с человека, действуют два дня. Купили два билета, пошли Олег и Карл-Ханйц, я решила сходить позже или вообще не ходить – читала, что смотреть там особенно нечего, а к той стороне, что выходит на исторический центр города, не подойти. Снаружи она производит лучшее впечатление. Пока ждала своих мужичков и осматрвалась вокруг, увидела экскурсионный автобус, на котором было написано – “Hop-On-Hop-Off”.
Водитель мне сказал, что это автобус ходит по определенному маршруту, охватывая исторические объекты и останавливается возле них на 5 мин., все это длится примерно 1.5 часа и стоит аж 90тыс.сум. На самом деле никакой он не “Hop-On-Hop-Off”, а значит, таких денег не стоит.

В этот вечер мы только немного погуляли по центру, прошли мимо комплекса Пои Калон. Минарет его мы видели издалека. Через торговые ряды вышли к центру, где находится Ляби хаус. По дороге увидели бани 16 века, про которые читали. Спросили цену – дорого, как помню, около 1000руб, вместе со всякими спа-процедурами. Спросили у туристического полицейского, где можно снять деньги, один банкомат, что работает с Mastercard не работал, второй нашли в отеле Asia, где можно снять только с карточки Visa, что мы и сделали. У этого же полицейского расспросили, где можно хорошо и недорого поесть. Он сказал, что в центре все дороже и посоветовал кафе “Мелодия”, куда можно доехать на такси на 5 тыс.сум. Таксисты за 5 тыс.везти нас не соглашались, потом один молодой парень на совсем маленьком авто узбекского автопрома matiz daewoo, на переднем сиденье которого еще сидела его подружка, согласился. Мы втроем с трудом втиснулись на заднее сиденье и поехали. Ехали довольно долго, и я решила уточнить, туда ли нас везут. Оказалось, что кафе с таким названием несколько и он вез нас в другое. Так что мы развернулись и поехали назад, к центру. Оно находится на пересечении улиц Джубор и М.Икбала. Заплатила я водителю 8тыс.сум, 5 было уже неудобно.

Пришли мы вовремя, сделали заказ – как всегда, сначала пиво, Карл-Хайнц шашлык, Олег супчик, я салат из баклажанов и еще что-то. Через 15 мин после нашего прихода в кафе уже не было свободных мест – а не было еще 7 вечера. Оказывается, кафе пользуется большой популярностью у местных и они приходят сюда семьями и компаниями на ужин. Шашлык жарят на заднем дворе. Заказ выполнили быстро, шашлык был вкусный. Мне очень понравился салат из баклажанов. Принесли счет всего на 83тыс.сум, хотя в меню стоимость шашлыка стояла 30тыс. Оказывается, 30тыс. – это порция из 4-х палочек шашлыка. Лепешки тоже стоят 1.5тыс, мы две не съели, хотя они вкусные, так что лучше сразу отказаться от лишнего. До нашей гостиницы от этого кафе всего минут 10 пешком.

Следующий день, как обычно, был посвящен осмотру главных достопримечательностей, решили начать с самого удаленного от центра места –  Чор Минор (в обсерваторию Улугбека, которая еще дальше, ехать не хотелось). Хозяин позвонил своему зятю, который таксует на небольшом шевроле daewoo nexia и он нас довез за 5тыс. С ним же договорились на следующий день о поездке по окрестностям за 100тыс.сум.

Чор-Минор или «Четыре минарета” – это все, что осталось от огромного медресе 19-го века, это парадный вход в медресе. Добираться до объекта по улочкам частной застройки. Внутри Чор-Минора – магазин сувениров. Пока шли оттуда к центру, увидели салон сотовой связи и наконец купили местную сим-карту с самым дешевым тарифом, она очень пригодилась, поскольку Wi Fi даже в гостиницах оставляет желать лучшего, а в кафе его попросту нет. Для покупки карты требуется паспорт (скан не подходит). У нас паспорта не было, пришлось оформлять еще одну карту на Карл-Хайнца, у него паспорт всегда с собой. В этот день мы обошли все достопримечательности в центре города. Рядом с торговыми куполами, мечеть в яме «Магоки-Аттари», ее фундамент теперь на 4м ниже современного уровня – мечеть построена аж в 12 веке на месте доисламского храма луны. Еще в советские времена при реконструкции мечети культурный слой убрали.

Почти во всех медресе идет торговля – тогда входной платы нет. Но в тех, что возле минарета Калян,  плату берут. нсамбль Пои-Калян. Он является доминантой старого города.Его высота 45 метров, время постройки – начало 12-го века. До конца 19го века, минарет исполнял очень важную функцию – с него сбрасывали на землю, приговоренных к смерти. Впрочем и сам минарет, однажды падал, причем на мечеть стоящую рядом. Минарет отстроили, мечеть тоже. Огромная мечеть Калян по размерам не уступает самаркандским. Можно зайти внутрь (как всегда за денюжку), чтобы полюбоваться огромным двором и посидеть в тени старого дерева, лениво созерцая роспись порталов.Кругом продают всякие сувениры, керамику (конечно, она гораздо дешевле в Риштане и других местах Ферганской долины) и пр. Продают красивые вышитые наволочки для подушки кошками, просят 25 $.Я была в Бухаре 40 лет назад и ничего не узнавала – тогда все было в плачевном состоянии, сейчас все отреставрировано и обустроено вокруг.

Пообедать решили возле рынка – хозяин гостиницы посоветовал, заодно и побывать на восточном базаре. Дошли туда пешком через парк, побродили по рынку, купили специй. К сожалению, в кафе на рынке плов уже кончился, один таксист отсоветовал нам обедать тут – сказал, что качество плохое, посоветовал лучше идти в центр плова, только где он – мы толком не поняли. В результате он нас подвез в одно кафе на улице ?.

Это кафе на улице Мустакиллик, плов оказался там очень неплохой. Пива только не было, но сами работники сходили в ближайший винный магазин и принесли 2 бутылки пива. спиртное в Бухаре, да и в других городах, продается в отдельных винных магазинах. Причем, подали его в кафе по магазинной цене 6.5тыс.сум.

Вечером снова гуляли по центру и я сходила в крепость Арк по вчерашнему билету. Большого впечатления не получила. Через цепочку торговых куполов по Khakiat kochasi движемся к следующей площади , на которой как водиться лицом к лицу стоит еще два медресе, слева Улугбека а с права Абдалазиз-Хана.

Утром следующего дня мы поехали по окрестностям. У меня было отмечено 3 места – святое место мавзолей Бахауддина Накшбанда, ханский дворец, и некрополь Чор Бакр. Причем, возле усыпальницы Чор Бакр есть кафе, в котором подают ягненка, приготовленного в тандыре. Поэтому попросили водителя завезти нас в это место под конец.

Мавзолей Бахауддина Накшбанда – это место паломничества местных. Занимает большую территорию, ухоженную, надо идти пешком по дорожкам, обсаженным базиликом и другими цветами, вдоль всего пути – сделаны книги с открытыми страницами с изречениями святого Бахауддина, кое-где источники питьевой воды. Бахауддин Накшбанд – один из самых известных святых ислама суфийского направления, жил в 14в. Как нам сказал водитель, по местной традиции сначала надо пройти к могиле его матери, потом уже к месту захоронения самого святого. Потом надо пройти к самому комплексу, минарет и строение с внутренним двором, рядом есть и пруд с лебедями. Возле входа в комплекс есть шикарный туалет. Посещение этого места бесплатное.

Затем поехали в дворец последнего эмира Бухары – Ситораи Мохи Хосса, входной билет стоит 30тыс. Водитель нам нашел гида, который конечно рассказал много интересного, причем, для нас говорил по-русски, а для Карл-Хайнца еще повторял по-английски. Я ему заплатила. Оказывается, директором в этом дворце работает родственник водителя. Тут продают сюзане- вышитые скатерти, покрывала, в общем недорого. Но нам не нужно было. Места эти находятся в разных сторонах от Бухары, но недалеко, поэтому в кафе мы были как раз к обеду.

В этом кафе пива нет, а для Карл-Хайнца оно обязательно. Но в самом кафе советуют купить пиво купить в магазине рядом и принести с собой., что мы и сделали. Тут же купили и вино для вечера, сухих вин практически не было, купили два разных. Одно все равно оказалось сладким. Водителя тоже пригласили пообедать с нами. купили 800г барашка, салат (огурцы, помидоры, зелень – это называется свежий салат), Олег взял еще суп. Этого было вполне достаточно для нас. Барашек очень вкусный! Такого я в жизни не ела. 125тыс. После обеда решили сходить в художественный музей. Но он оказался закрыт! Нам подсказали, что он работает до 3-х часов, а на следующий день должен был быть выходной день – среда. Так что нам не удалось его посетить.

Билеты на поезд в Самарканд – наш следующий пункт были у меня куплены. Отправление в 16.40, на Афросиаб купить билеты не удалось. Поэтому у нас было много времени до поезда.  Утром отправились в современную часть Бухары, на главную площадь, заодно надо было снять деньга в банкомате. Обошли вокруг площади, заходя в банки. Нигде денег снять не удавалось – ни с банкоматах, ни в самих банках. Карл-Хайнц выяснил, что его карта заблокирована! Наконец мы сняли деньги, потом посидели на площади возле Памятника скорбящей матери – аналог нашего памятника Неизвестному солдату. Но, если честно, памятник скорбящей матери более выразителен. Потом пошли в сторону кафе”Мелодия”, где планировали обедать, а по пути зашли еврейское кладбище (в Бухаре была очень большая еврейская община). Затемпосетили дом-музей купца Файзулла Ходжаев, расстрелянного в 1938году, а семья сгинула в ГУЛАГе. В скверике перед домом стоит его памятник. Это музей стоит посетить (билет стоит 10тыс.).

Зять хозяина обещал довезти нас до вокзала. Напрасно мы его ждали, как выяснилось, у него сломалась машина. Наконец подъехал сам хозяин с сыном – который вроде является главным управляющим отеля и они отвезли нас до вокзала. Заплатили мы опять 20тыс.сум, на вопрос – сколько мы должны, хозяин сказал – сколько считаете нужным.

Валентина

Дети меня называют бодрой мамы. Я в том возрасте, который деликатно называют "юность старости". С детства мечтала о других странах, читала книжки по географии, хотя это было безнадежно — жили "под железным занавесом". Наконец появилась возможность путешествовать, и жизненную программу, по большому счету, реализовала — детей вырастила, пенсию заработала. Для будущих критиков — в своих заметках в основном стараюсь дать больше практической информации — восторгов всяких и без меня много в интернете помещают.

Latest posts by Валентина (see all)